Балалайка действительно самый старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент, получивший распространение с конца XVII века. Тем не менее балалайки не раз запрещали, отбирали у владельцев и сжигали за городом. Таким образом правители пытались бороться со скоморошеством.
«В документе от 1688 года говорится о том, как в Стрелецкий приказ Москвы доставили посадского человека Савку Федорова и крестьянина Ивашко Дмитриева. При въезде в Яузские ворота у них обнаружили балалайку. Стрельцы её отняли, а проезжих выбранили»
В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось, так как скоморохи и пастухи, в большинстве своем, не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому.
В «Повести временных лет» (1074 год) летописец Нестор перечисляет несколько музыкальных инструментов, используемых скоморохами: «...и удариша в сопели, в гусли и бубны, начаша их играти». Можно добавить в список гудки, белорусские дуды и найденные на раскопках в Новгороде свирели.
Без скоморохов не проходил ни один праздник на территории славянских княжеств. Большой популярностью пользовались их выступления, посвящённые сюжетам древнеславянской мифологии и сатирические выступления против духовенства и власти. Во второй половине XI века «Поучение о казнях Божиих» резко осуждало скоморохов и их забавы. Но до запрета дело не дошло.
В те времена христианство не признавало музыку, кроме колокольной, и пение, кроме хорового. У славянских народов появление музыкальных инструментов связывали с языческими богами — покровителями стихий. Древние греки считали, что первую лиру изготовил Гермес. Лира была известна и в славянских землях – ее называли «леера» или «рыля». В то же время Пана, сына Гермеса и демона леса, часто изображали с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника.
На Руси гусли сами играли музыку. В белорусских сказаниях под звуки народных инструментов пускались в пляс даже животные.
Семь веков христианская церковь боролась с народными музыкальными инструментами и скоморохами. Ее результаты противоречивы. Пик запрета пришелся на XVII век. При этом в Москве и других городах на рынках были специальные «домерные ряды», где торговали домрой — прообразом балалайки. В то же время церковь утверждала, что все народные инструменты — это «сосуд дьявола», а танцы под них — «бесовские игры».
Второе рождение инструмент получил только в середине XIX века. Это произошло благодаря Василию Андрееву — дворянину и талантливому музыканту, который снова сделал балалайку популярной.
К слову, название инструмента имеет праславянское происхождение. Его корень родственен таким русским словам, как «балакать», «балабонить», «балаболить», «балагурить». Все эти слова означают «разговаривать о пустяках, болтать, пустословить».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев