В день праздника Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) предлагаем к прочтению архивную проповедь наместника Святогорской Лавры. В 2019 г. этот праздник выпал на 16 июня. В своей проповеди митрополит Святогорский Арсений привёл примеры действия Святого Духа в Церкви, рассказал о значении благодати в жизни каждого христианина и способах её стяжания.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
С особым чувством, братья и сестры, сегодня произношу эти слова, начиная ими проповедь. И неоднократно сегодня мы слышали в храме прославление Отца, Сына и Святого Духа. И сколько добрых дел, и сколько добрых начинаний, и сколько добрых слов, братья и сестры, в этом мире сделаны, задуманы или произнесены, благословляемые именем Пресвятой Троицы.
Видео на Youtube 🎬 https://youtu.be/zFf1_qtNDXo История сегодняшнего праздника, братья и сестры, такова.
День Пятидесятницы праздновали ещё в Ветхозаветной Церкви, до пришествия в мир Христа Спасителя. Этот день был торжеством по случаю получения Моисеем заповедей Господних. И в память о том, что заповеди на горе Синай были получены, когда народ находился в 40-летнем странствовании, жил среди природы, не в домах, а в сделанных из ветвей деревьев шалашах, в этот праздник люди верующие украшали свои дома зеленью, посыпали в них полы травою.
Апостолы по воскресении Христовом, исполняя повеление Господне: «Не отлучайтесь из града Иерусалима до тех пор, пока не облечётесь силою свыше, потому что пошлю вам Духа Утешителя, Который наставит вас на всякую истину» (смотр. Лк. 24:49, Ин. 16:13), — находились в Иерусалиме.
По преданию, в праздник Пятидесятницы они пребывали в той самой горнице, где была совершена Тайная Вечеря и апостолы впервые причастились Тела и Крови Христовых. Горница была украшена ветвями деревьев и травою.
И вот вдруг над всем городом сделался шум, как говорит евангелист Лука в книге Деяний апостольских — подобный «дыханию бурну» (Лк. 2:2), то есть урагану. Но это не был ураган, а — шум от урагана… И причём этот шум сосредотачивался на одном месте — возле горницы, где собрались апостолы. Потому множество народа, прибывшего на праздник со всех концов мира в Иерусалим и стекшегося к храму, чтобы участвовать в торжествах и приносить жертвы, ветхозаветный верующий народ собрался у горницы — к месту, где слышалось сугубое «дыхание бурно» и куда какое-то особое чувство притягивало всех.
Апостолы же в это время находились внутри горницы. И вот, после этого шума, на главу каждого из апостолов сошёл в виде огненного языка Дух Святый.
Апостольская преемственность
Иоанн Предтеча крестил крещением покаяния (Мф. 3:11, Деян. 19:4), крещение Предтечи ещё не давало благодати Духа Святого. Потому он и говорил, что будет ещё крещение Духом Святым и огнём. Вот это как раз событие крещения апостолов Духом и огнём и свершилось в день Пятидесятницы. На учеников Христовых сошёл Дух Святый и преобразил простых рыбаков, сделав их не только свидетелями Спасителя до края земли, но и первыми пастырями Церкви, воспринявшими благодать Духа Святого. И от святых апостолов до нынешнего дня преемственно через рукоположение во священство передаётся благодать Святого Духа, о Котором Господь сказал: «Приимите Дух Свят. Имже отпустите́ грехи — отпустятся им, и имже держите́ — держа́тся» (Ин. 20:22–23).
О проявлениях действия Святого Духа
От времён апостольских, братья и сестры, Дух Святый, Которого Господь назвал Утешителем, пребывает в Церкви Христовой.
Как Сын Божий, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, явился на земле, приняв на Себя плоть человеческую, так и Духу Святому надлежало явиться в этом мире видимым образом и уже никогда не разлучаться от этого мира. «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается», — слышим мы в церкви.
Мы обращаемся к Нему словами: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…». То есть Дух Святой — это не действие, Он — самовластный Бог, Третья Ипостась Святой Троицы — Бога, в Троице славимого.
Мы, братья и сестры, часто видим действие Святого Духа во внешних проявлениях. А бывает, что и внутренне Господь даёт нам испытать действие Святого Духа.
Внешние проявления. Вот посмотрите: множество нас сейчас в храме стоит, в том числе множество мужчин. Я им дам свои ризы, я дам им книги, кресты и сосуды — пускай они освятят мне воду, чтобы она, как святая вода обычно, годами стояла и не портилась. Получится? Нет. Но, братья и сестры, когда позавчерашний простой юноша, семинарист, воспринимает законное рукоположение, преемственно идущее от святых апостолов, он уже в день своей священнической хиротонии может освящать воду, и она будет стоять годами и не портиться. Такое чудо только в Православной Церкви.
Ещё мы видим, братья и сестры, подтверждение действием Святого Духа истинности Православной Церкви, когда Благодатный огонь сходит на Гроб Господень в Иерусалиме накануне православной Пасхи. День празднования Пасхи зависит от лунного календаря и каждый год выпадает на разные даты, но неизменно именно накануне православной Пасхи совершается схождение Благодатного огня. И принимает Огонь только православный патриарх Иерусалимский. Ни католики, ни протестанты, ни лидеры каких-либо других течений религиозных не дерзают приблизиться к Гробу Господню для получения Огня, зная, что это приоритет православного патриарха. Через это чудо Господь являет Своё присутствие в Своей Церкви, о Которой сказал в единственном числе: «Созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18).
Мы видим, братья и сестры, нетленные мощи святых угодников Божьих. Казалось бы, как это может быть? Но если Господь делает принесённую нами, грешными, для освящения простую воду святой, как же могут тлеть тела угодников Божьих, которые были вместилищем Духа Святого при жизни своей? И мы почитаем нетленные тела святых как сосуды Духа Святого, Который жил в них и действовал, и лобзаем их.
«Царство Божие внутрь вас есть»
Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Преподобный Силуан Афонский говорил, что если бы люди покаялись и все жили по заповедям Господним, то рай был бы на земле. Потому что, по его словам, Царство Божие — это Дух Святой, живущий и действующий в человеке.
Однако многие могут сказать: «Я через миропомазание — когда священник после крещения помазывает и говорит „Печать дара Духа Святаго”— воспринял благодать Духа Святого… Но почему я не чувствую в жизни своей, в моей душе яркого действия Духа Святого?“
Братья и сестры, как говорят святые отцы, мы часто если и делаем что-то доброе и богоугодное, то оно бывает окрадываемо и тщеславием нашим, и самомнением, и человекоугодием… Бывает, мы делаем что-либо доброе, но когда возникает причина согрешить, то не преминуем на греховные пути стать и совершить грех. Это всё равно как если бы мы разжигали огонь, а потом заливали его водою. Так и здесь.
Мы не чувствуем действия Духа Святого из-за нашей греховности. Стремимся к праведности, но в то же время не отстаём и от греховности своей.
Как стяжать благодать?
Преподобный Серафим Саровский сказал, что цель христианской жизни — стяжание благодати Духа Святого. Один из путей, братья и сестры, стяжания благодати — это смирение.
Божия Матерь была смиреннее паче всех людей. И Господь даровал так, что Она прославляема и небом, и землёю.
Так и всякий человек, который искренно смиряется, является причастником славы Божией, действия благодати Духа Святого в себе. Человек смиренный не просто получает дары благодати Святого Духа, — он, по слову того же Силуана Афонского, прославлен будет Богом и узрит славу Господню.
Покаяние — дверь, через которую в душу входит Святой Дух
Ещё Святой Дух начинает действовать в человеке, когда человек приходит в состояние покаяния. Начало покаяния в человеке, по слову святых отцов, — это уже признак действия в нём Духа Святого. Покаяние говорит о том, что душа человеческая начинает оживать от умерщвления греховного, от уныния и от беспечности. Через покаяние душа начинает делаться святой. Мало того, святые отцы говорят, что покаяние — это дверь, через которую Дух Святой входит в человека и начинает в нём действовать Своими дарованиями. То есть покаяние — это дверь для действия Духа Святого.
Многие из вас, братья и сестры, помните ту радость и то утешение, которое вы получали после исповеди чистосердечной и откровенной. Как будто груз падал с души! Как будто тягостные оковы, сковывающие душу и толкающие нас на всякую неправду, на всякое лукавство, сниспадали с нас — и мы делались легки, радостны, и весь мир для нас светом Божьим освещался, потому что этот свет Божий, свет Духа Святого, изнутри нас начинал исходить и мы всё по-другому тогда начинали видеть.
Духовная брань
Дух Святой входит в душу человека… Но не умерли в этой душе ещё грехи, страсти, ещё они действуют в человеке. И происходит борьба духовная, подчас очень болезненная, человека за свою душу и за то, чтобы быть с Богом. Это не просто борьба. Это духовная брань, война.
На войне всякое бывает: и отступление, и поражение, и окружение, и раны, и пленение… И из плена сбегают люди и опять идут на войну, чтобы бороться со злом и с врагом… Так и здесь, братья и сестры. Очень важно, совершая эту духовную битву за свою душу, не быть предателем звания своего христианского, звания монашеского, не быть предателем Бога, единодушных братьев и сестёр в Церкви Его святой.
Однако не только отступление, поражение, не только раны и окружение бывают на этой брани — бывают на этой войне и победы! И за эти победы даются награды. И награды эти таковы, что перекрывают всю болезненность и все страдания от борьбы духовного человека со своим человеком греховным и падшим.
Залог победы
Однако невозможно, братья и сестры, перебороть в себе греховное начало, которое от падшего Адама в нас живёт, без помощи Божией. Потому мы в молитве Богу Духу Святому восклицаем: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди, — просим Духа Святого, — и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Вот, братья и сестры, какова сила действия в нас Духа Святого! Она опытно познаётся человеком, живущим духовно. Но начало духовной жизни — это покаяние. Повторюсь: покаяние — это дверь, через которую мы открываем доступ к душе нашей действию Духа Святого.
А пребывая в благодати Духа Святого, по слову Господнему и толкованию преподобного Силуана Афонского, мы ещё здесь, на земле, сподобляемся жить в райском блаженстве! Преподобные мужи, хотя подчас терпели скорби, болезни и тяготы, но жили радостью о Дусе Святе. Помните, как святой Серафим Саровский приветствовал каждого приходящего к нему? Он всех встречал словами: «Христос воскресе, радость моя!» Каждый человек для него был радостью. Ради каждого он готов был жизнь свою положить, чтобы только послужить делу спасения души человека. Имея в себе действие Духа Святого, он жил ради Бога, ради Церкви и ради людей, которые к нему притекали за молитвенной помощью при жизни. Притекают они к нему и теперь, и святой со дерзновением, как раб Божий, молится за нас у Престола Вседержителя.
Раскройте свои души для Духа Святого!
Братья и сестры, каждый из нас может раскрыть свою душу для действия в ней Духа Святого, чтобы мы могли воскликнуть словами песнопений церковных: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим Единством священнотайне» (из 1-го степенного антифона 4-го гласа «От юности моея…»). Это священное таинство, но оно доступно для нас, потому что мы все крещены, братья и сестры, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа — Бога, в Троице славимого. И все мы в таинстве Миропомазания получили печать дара Духа Святаго.
Духа Святого не угашайте в себе (смотр. 1 Фес. 5:19)! Поддерживайте, братья и сестры, в себе этот Свет Божий. Господь пришёл на землю, чтобы принести Себя в жертву за грехи всего мира. Дух Святой, Утешитель, пришёл нас утешать и наставлять на всяку истину (смотр. Ин. 16:13). И Господь до сих пор, братья и сестры, со Своею Церковью, созданной Им и через апостолов Христовых, апостольских мужей, святых Божиих до нынешнего дня сохранившей апостольскую преемственность. О ней, о единственной Церкви Своей, Господь сказал непреложное обетование: «Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18).
Не давайте вратам адовым одолеть себя, братья и сестры, в жизни! Живите со смыслом, живите в радости Духа Святого! Потому что наше звание — сыны и дочери Божии. Наше призвание — вечное бытие с Богом. А залог нашего спасения и бытия с Богом и со всеми святыми в вечности — благодать Духа Святого. Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1