Празднование:13 июля (30 июня по старому стилю)
Местное празднование в честь этой иконы совершалось также 24 и 29 июня, 1 сентября, в Субботу Акафиста и в 10-ю пятницу по Пасхе.
Точные данные о том, как попала на русские земли икона Богородицы, названная Балыкинской, отсутствуют. Предполагается лишь, что святыня была привезена на Русь в XVII веке православными беженцами из Галиции.
Сведения о чудесном явлении святого образа были зафиксированы в древней рукописи «Сказаний», которая до 1866 года хранилась в Балыкинском храме святителя Николая. Филарет (Гумилевский), бывший на тот момент архиепископом Черниговской епархии, вывез рукопись для проведения исследований и опубликования. Куда затем делись «Сказания» – до настоящего времени остается тайной. Согласно преданию, владельцем пресвятого лика Божией Матери был русский офицер, причисленный к Стародубскому полку – Тимофей Дульский. В 1709 году, во время Северной войны со шведами состоялось одно из самых крупных сражений – Полтавская битва. Накануне сражения, когда вражеские войска проходили мимо г. Стародуба, Дульский увидел, как из глаз Пречистой Девы Марии, изображенной на иконе, полились слезы. Увидев такое чудо, офицер поклялся передать святой образ ближайшему обедневшему приходу. Недалеко от имения офицера в селе Балыкино строилась новая церковь. Дульский пообещал подарить святыню этому храму после окончания строительства. Но со временем он забыл о своем обещании. Тогда сама Царица Небесная решила напомнить Дульскому о данном обете, явившись ему во сне. Первый раз Тимофей не придал значения своему сну. Но вторичное явление Богоматери, предрекшей офицеру тяжкие мучения, если он не передаст Ее святой образ Балыкинской церкви, заставило его выполнить обещанное. Испуганный офицер 4 августа 1711 года привез чудодейственную икону в Балыкинскую церковь святителя Николая. Тогда же был сделан точный список со святого образа, владельцем которого до 1712 года был Тобольский митрополит Иоанн. Чудотворную икону святитель использовал для благословения новосозданного Орловского Введенского девичьего монастыря. Копия сделана в тех же размерах, что и оригинал, и помещена в серебряный с позолоченным покрытием оклад.
В 1843 году произошел сильнейший пожар, но насельницы и монастырское имущество не пострадали, обитель удалось быстро отстроить. Монастырь просуществовал до 1923 года. При советской власти обитель была закрыта и разрушена. К восстановлению древнего монастыря приступили лишь в 1993 году. На возрождение обители потребовалось два года. К окончанию строительства древнюю святыню вернули монастырю верующие, тайно хранившие святой лик многие годы. За время своего существования Орловская икона приобрела большую известность, чем оригинальный образ из села Балыкино.
Изображение на древней иконе довольно необычное, отличается от большинства иконографических типов с ликом Богородицы. Балыкинский образ по стилю написания ближе к иконам «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Узнать святыню можно по следующим признакам: Богородица сидит, молитвенно сложив руки у груди; Богомладенец лежит у нее на коленях, вытянув либо подогнув ножку; на голове у Божией Матери венец, схожий с диадемой; волосы Пречистой Девы Марии опускаются до плеч; тело Божественного Младенца обернуто белой тканью; вокруг нимба над головой Богоматери нарисованы шестиконечные звезды.
На некоторых копиях Иисус сжимает правой рукой яблоко либо державу, являющиеся символом спасения и власти. Древняя икона помещена под стекло. Оклад иконы металлический, покрытие на нем имитирует золочение.
Балыкинский храм святого Николая, благодаря заступничеству Господа и Пресвятой Богородицы, смог выдержать гонения на православную церковь в смутные времена. Святыня хранится там до настоящего времени.
Помимо точного списка, находящегося в Орловской Введенской женской обители, с древней иконы было сделано еще несколько списков, которые хранят следующие храмы: Мозоловский Вознесенский монастырь Могилевской губернии; Стародубская церковь Чернигова; Бацкинский храм Брянской области; Московская церковь святителя Николая.
Существует еще одна, не менее значимая копия Балыкинского образа – икона, хранящаяся в Нелидовской церкви, посвященной Балыкинской Богородице. Чтобы сохранить святыню во время гонений на церкви, прихожанам пришлось закопать икону в землю. Сейчас икону возвратили храму, а ее целительная сила по-прежнему оказывает помощь всем страждущим.
Священнослужители и прихожане села Балыкино празднования, посвященные чудотворному образу, проводили трижды: 24 и 29 июня, 1 сентября. В Орловском Свято-Введенском девичьем монастыре почитание иконы совершалось 30 июня по старому стилю. В настоящее время установлено два дня чествования Балыкинского святого лика – 13 июля и 14 сентября по новому календарю.
В эти дни любой желающий может присутствовать на торжественном богослужении, проходящем в Свято-Введенской обители, и поклониться святому образу. Перед началом праздничной литургии проходит всенощное бдение, а затем крестный ход с чудотворной святыней.
Первые чудотворения, исходящие от Балыкинского святого лика, известны с 1712 года. Среди них исцеление: дочери помещика Феодора Случановского от слепоты; жителей деревни Рожки от эпидемии холеры после совершения молебна и крестного хода с иконой; жены Балыкинского казака от тифа; жены казака из села Артюшково от смертельных ран, нанесенных разъяренным волом; смертельно больного младенца; одержимой женщины. Все эти и многие другие чудесные истории зафиксированы священнослужителями в специальных церковных книгах.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев