12 ФЕВРАЛЯ — СОБОР СВЯТЫХ ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО,
ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛОТОУСТА. С ПРАЗДНИКОМ ВАС, ДОРОГИЕ МОИ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ.
Три Вселенских святителя, память которых мы празднуем в этот день, сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще. Из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого. Все трое происходили из аристократических семей, которые отличались христианским благочестием и стремились дать своим детям как можно более хорошее образование.
Святитель ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ жил в четвертом веке, в Кесарии – центре области Каппадокия, на территории современной Турции. Василий родился в знатной христианской семье, среди его предков были мученики. Из девяти братьев и сестер Василия четверо потом были причислены к лику святых. Он получил в Афинах блестящее образование в самых разных областях науки. Отказавшись от карьеры ритора, он вступил на путь аскезы. Василий не только изучал Священное Писание и упражнялся в молитве, но и занимался тяжелым физическим трудом. По просьбе иноков он написал сборник правил нравственной жизни. В них соединялся опыт отшельнической жизни и пребывание в монастыре с другими монахами. В середине четвертого века он много выступал с критикой ереси арианства, отрицавшей Троицу и Божественную природу Христа. В это же время Василий создал знаменитые богословские труды, составил чин Литургии. Вскоре он был возведен на епископскую кафедру в Кесарии. Борьба с укреплявшими свои позиции арианами подорвала здоровье епископа. Он скончался в сорок девять лет. Его сразу же начали почитать как святого.
ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА почитают как отца и учителя Церкви. Он родился в триста двадцать девятом году в Арианзе, городе в провинции Каппадокия, на территории современной Турции. Григорий воспитывался в христианской знатной семье. Учился в Афинах, где познакомился и подружился с будущим святителем Василием Великим. По приглашению Василия он жил несколько лет в его небольшой обители. Позднее, вернувшись на родину, Григорий принял сан священника. После смерти отца, епископа города Назианза, его выбрали на эту кафедру. В триста семьдесят восьмом году Григория пригласили занять Патриарший престол в Константинополе. Там он столкнулся с интригами различных политических и церковных лагерей. В своих сочинениях: проповедях, письмах, стихах, Григорий стремился защитить чистоту веры, оградить ее от толкований. Он пережил предательство друга, попытку покушения. Чтобы примирить враждующих Григорий отказался от патриаршества. Он вернулся на родину и жил в уединении. Григорий продолжил писать. Он утверждал Православие своими письмами и стихами. Церковь почитает его под именем Богослов, которое до этого было дано лишь любимому ученику Христа – Иоанну Богослову.
Святитель ИОАНН ЗЛАТОУСТ, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии в середине четвертого века. Получил образование у лучших философов и риторов, рано принял монашество, которое называл «истинной философией». Иоанн много лет соблюдал безмолвие, жил в уединении. За это время им было написано множество книг, легших в основу христианских представлений об особенностях священнического служения, монашеского пути. Затем наступил этап проповедничества. За свой редкий дар оратора он получил от народа имя «Златоуст». Проповеди легли в основу его трудов-толкований Священного Писания. Когда Иоанну исполнилось пятьдесят, его избрали архиепископом Константинопольским. Он проявил себя и в делах милосердия, и как пламенный миссионер. В результате дворцовых интриг архиепископа сослали в Армению, а потом – в Абхазию, где он и скончался. Иоанна Златоуста называют одним из трех Вселенских святителей, наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. Этот титул подчеркивает важность его деяний и трудов для мирового христианства.
Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
ТРИ СВЯТИТЕЛЯ
Православия три учителя,
Как три брата, едины в Христе.
Богословия три учителя,
Три ярчайших луча во Звезде.
Образованы и начитаны,
В обращеньи с народом - просты.
В христианской вере воспитаны,
Перед Богом и церквью - чисты.
Доброты и внимания к ближнему
В жизни каждого - свой пример.
А любовь и верность Всевышнему -
Смысл их проповедей и дел.
"Как апостолов единонравным
И вселенным учителям,"
Как "Священным и боговеща'нным"
Величанье и память вам!
Наталия Михайлова 879
3 февраля 2018г.
Установление празднования трем вселенским учителям разрешило долгий спор среди народа Константинополя о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Каждый из великих святителей казался для его последователей величайшим от чего среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами. По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Владыка Иоанн тут же примирил враждующих и установил новый праздник в конце января - месяца в котором празднуется память каждого из трех святителей (1 января - Василия Великого; 25 января - Григория Богослова и 27 января - Иоанна Златоуста). Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику. (Даты указаны по старому стилю).
Тропарь святителей глас 4
Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак святителей глас 2
Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя.
МОЛИТВА
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение: пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Комментарии 86