8 ЯНВАРЯ — СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
С ПРАЗДНИКОМ ВАС, ДОРОГИЕ МОИ! ПРОЧИТАЙТЕ!!! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ.
Всех православных христиан поздравляю с Праздником!
«Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества.
Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу.
Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию. Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви.
Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах.
+++
(Добродетели и совершенства Богоматери)
а) Первая добродетель, и вместе основание всех добродетелей человеческих, есть преданность в волю Божию с забвением собственной воли. Необходимая для человека добродетель сия постоянно преисполняла собою всю душу и всю жизнь св. Девы Марии. «Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему!» сказала Она архангелу, благовествовавшему Ей зачатие Сына Божия. По видимому, не трудно было изъявить таковую преданность в то время, когда следовало решиться не на что-либо прискорбное и уничиженное, а на честь и славу – быть Материю Сына Божия: но на самом деле это был верх преданности и самоотвержения человеческаго. Ибо, во первых, к сану и званию Матери Божией принадлежало, как мы увидим, множество скорбей и искушений, таких притом, кои не посещают самых великих подвижников благочестия. Посему сказать: «се раба Господня», значило сказать: се, Я готова на все лишения, скорби и страдания, – готова на то, чтобы оружие прошло самую Мою душу! (Лук. 2, 35). Самое достоинство Матери Божией, хотя есть высшее всех достоинств, но для души, истинно смиренной, какова была душа Марии, решиться на приятие его еще труднее, нежели решиться на скорби: ибо последния человек смиренный почитает естественною своею долею и принадлежностию за свое нравственное несовершенство, – а стать выше херувимов и серафимов – как подобало Матери Божией, – на это душу воистину смиренную могла преклонить одна беспредельная преданность в волю Божию. И сия-то преданность во всей силе выразилась в словах Приснодевы: «се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему!» Сказано так один раз – архангелу; а исполняемо было всегда, не только пред ангелами, но и пред упорными врагами истины и правды. Ничто не могло поколебать сей преданности в Марии, – ни самый крест Сына Ея, поколебавший собою всю землю.
б) Вторая добродетель души праведной есть чистота тела и духа: ею украшаются все рабы Божии: но никто не украшался в такой полноте, как Пресвятая Дева. По сей-то добродетели Она, принадлежа еще к ветхому завету, где безбрачное состояние было как бы даже противно закону, обещавшему в награду за исполнение его многочадие и многочисленное потомство, – избрала для Себя на всю жизнь девство, и таким образом показала в Себе пример совершенства, принадлежащаго завету новому. По сей-то добродетели Преблагословенная не прежде согласилась на благовестие архангела, как узнав, что исполнением его над Нею не нарушится нисколько святый обет девства. Ибо что Она говорит ему? «како будет сие, идеже мужа не знаю?» (Лук. 1, 34). Как бы, то есть, так рекла Она: дело, о котором ты поведаешь, все и во всем зависит от того, могу ли Я при нем остаться в безбрачном состоянии, Мною для Себя избранном: если могу, то Я готова послужить тайне; если нет, то да пройдет благовестие твое на голову иную! – Вот до чего, как видите, простиралась любовь к чистоте духа и тела в Пречистой!
в) Третья добродетель душ святых есть мужественное перенесение скорбей и искушений. Св. Дева Мария, после Сына Своего и Бога, есть первый и высочайший пример этой добродетели. Какого искушения не перенесла Она, какой скорби не вытерпела? «Слово плоть бысть» (Иоан. 1, 14), то есть, зачалось от Духа во чреве Приснодевы: для последней из матерей есть в подобном положении ослаба и снисхождение; для Матери Сына Божия – нет его! Святый обрученник, не ведая тайны, подозревает Ее в бракоокрадовании!.. Что может быть тяжелее сего искушения? Но св. Дева преносит его безмолвно. – Одно слово Ея могло бы успокоить старца, а с ним и Ее самую, и разсеять подозрения; но Она не смеет сказать сего слова, потому что это тайна промысла – страдает и безмолвствует! Приближается потом время рождения – тут еще более нужен покой; а Матери Сына Божия надлежало в это самое время идти в Вифлеем с Иосифом, чтобы подвергнуться переписи народной. В самую минуту рождения не достает места в обители; и Мария идет для сего в вертеп, полагает рожденного во яслех!.. Едва радость о родившемся заставляет забыть стесненность Своего положения, как меч Ирода простирается уже над вертепом; и Матерь с Отрочатем принуждена бежать в Египет тем путем, коим и среди дня доныне с трудом проходят люди самые крепкие и вооруженные.
Подражая евангелисту, преходим в молчании годы последующие. Се, Мария уже на Голгофе. Какое мучение для сердца Матери видеть на кресте в муках Сына, Того Сына, Который зачат от Духа Святаго, Который, по проречению архангела, имел воцариться «в дому Иаковли во веки!.». (Лук. 1. 33). Чужие не могли выносить сего зрелища, и возвращались с Голгофы, «биюще в перси своя» (Лук. 23, 48); а Матерь Иисуса стоит у креста в безмолвии, – погруженная мыслию в бездну путей Божиих. Что может сравниться с этим святым мужеством духа и сердца?
III. Не продолжим повествования о величии Честнейшей херувим. Вместо прославления Пречистыя поспешим обратиться к Ней же с молитвою. О чем? Паче всего о том, чтобы Ея благодатным содействием и в нашей нечистой душе отразился хотя малый и слабый образ тех добродетелей и совершенств, кои украшали Ее на земли, – чтобы мы в действиях своих водились и управлялись не своими суетными желаниями, а пресвятою волею Божиею, – чтобы сохраняли, сколько возможно, душу и тело свое от скверн мирских, и чтобы умели благодушно переносить те бедствия и печали, кои встречают нас на пути нашего земного странствия. Аминь. (Сост. по проп. Иннокентия, архиеп. херс. и тавр., т. III).
протоиерей Григорий Дьяченко
ТРОПАРЬ, глас 4
Пречистая Богомати, Богородице,/ Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, / дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, / узы наша грешныя раздери Своею милостию/ и спаси души наша.
КОНДАК, глас 6
Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, / на земли без отца воплотися днесь из Тебе. / Темже звезда благовествует волхвом, / Ангели же с пастырьми поют / несказанное Рождество Твое, Благодатная.
Комментарии 26