ПЛАГИАТ, КОПИРОВАНИЕ, СПИСЫВАНИЕ - ЭТО ГРЕХ❓ ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
ВРАЗУМИ НАС, ГОСПОДИ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ, ДОРОГИЕ МОИ!
Если человек пользуется результатами чужого интеллектуального труда — это грех воровства или помощь в просветительстве? Можно постить фото и тексты, не указывая имя их автора, или нет? Нужно ли тратить время на никому не нужный реферат физкультуре? А выдавать его за свой? Допустимо ли священнику пользоваться чужими проповедями? Читать проповедь с листочка — это нормально? Существуют ли этические правила размещения новостей и информации на приходских сайтах и каковы они? Со всеми этими вопросами мы обратились к священнику Олегу Черниченко, настоятелю храма святого великомученика Димитрия Солунского п. Мироновский.
---
Все хотят творить, но не у всех получается
Если исходить из христианского понимания устройства мира, то человек создан Богом для творчества, созидания, поиска каких-то новых смыслов. Желание творить заложено в каждом из нас независимо от способностей. В этом плане люди делятся на две большие категории. Одни без особого труда и сторонней помощи могут выразить свои мысли творчески — в виде хорошего текста или каким-то иным способом, — вторые на такое не способны. Как правило, именно у них появляется соблазн творить и самоутверждаться за счёт других, присваивая чужие идеи, мысли, текстовые работы и так далее. Я думаю, так или иначе каждый из нас с таким в своей жизни сталкивался.
Что же такое плагиат и что в нём плохого? В переводе с латинского «плагиат» переводится как «похищение». Под этим термином мы понимаем присвоение себе авторства произведения, созданного другим человеком. Можно много спорить и обсуждать, насколько этично выдавать чужой труд за свой, насколько это допустимо с точки зрения закона, но христианин должен понимать, что заповедь о хищении лаконична и очень проста: «Не кради». Более того, Бог предупреждает: даже не желай чужого. Думаю, для человека верующего это снимает значительную часть вопросов.
Списывать нельзя
С проблемой плагиата мы сталкиваемся ещё со школьной скамьи и помним, с какой лёгкостью учитель определяет, списан ли текст и нами ли решена математическая задача. Я думаю, каждый помнит, какая «награда» ждёт ученика за такой поступок. Во взрослой жизни ничего не меняется: каждая попытка воспользоваться чужим трудом будет греховной и как минимум неэтичной. Ситуации с присвоением чужого авторства могут иметь разную степень тяжести. Согласитесь, одно дело — просто запостить на страничке в соцсети чужое фото без подписи, и совсем другое — подписать своим именем чужую научную работу. С точки зрения закона и то, и другое плагиат, но последствия от таких поступков будут разного масштаба.
Бывают ситуации, когда пользование результатами чужого интеллектуального труда недопустимо ни при каких условиях. Списывание и копирование непозволительно в школе, потому что в этот период ребёнка только учат формировать свою мысль и правильно выражать её письменно или словесно. Недопустим плагиат в научных работах студентов, потому что это будущие специалисты, профессиональной квалификации которых таким образом может быть нанесён непоправимый ущерб.
Плагиат и СМИ
Нельзя допускать плагиат в журналистике, потому что это нарушение элементарных норм профессиональной этики — особенно если источник позиционирует себя как серьёзное издание. Думаю, не стоит даже упоминать, что такой подход невозможен в церковной журналистике и публицистике. Человек, который грубо нарушает авторские права своих коллег-журналистов, теряет всякое уважение в среде профессионалов. Если же такой человек выступает от лица Церкви, он просто обесценивает все слова о Божественной правде и христианской нравственности, которые выходят из-под его пера.
Важно, чтобы материал был не только качественно сделан, но и проверен в плане точности информации. Неважно, это будет статья на информационном портале или пост на сайте приходской группы — нужно позаботиться о том, чтобы текст был грамотно оформлен, не содержал ошибок и нёс правдивую информацию. Это говорит об уровне профессионализма автора. Если человек понимает суть своей работы и стремится делать её качественно, он не станет бездумно публиковать горячие факты, не проверив их.
О деформации личности
Списывание чужого текста, особенно если человек привыкает к нему со школьной скамьи, чревато многими проблемами. Постоянно присваивая чужие мысли, человек перестаёт развиваться, теряет способность индивидуально мыслить, становится неспособным самостоятельно анализировать ситуацию и адекватно работать над своей проблематикой. В итоге он не умеет формулировать свою точку зрения и, что ещё хуже, у него теряется потребность в собственном мнении. Он привыкает жить за счёт чужих смыслов. Яркие признаки такой жизни — небрежность или халатность в принятии решений, — то, что мы называем несерьёзностью. В принципе, можно всю жизнь прожить за счёт чужих мыслей и трудов, но надо понимать, что и качество такой жизни будет весьма посредственное.
Плагиат на амвоне
Тема, которую нельзя не затронуть, это плагиат в словах или проповедях священника. Позволительно ли священнослужителю читать или пересказывать чужую проповедь? Я считаю, что нет. Не только потому, что это не согласовывается с христианской моралью, но и потому, что результат такой проповеди и уровень её полезности будет близок к нулю. Слово пастыря всегда имеет свой контекст, оно во многом зависит от того, к кому священник обращается, напрямую связано с духовным или эмоциональным состоянием самого проповедника. Поэтому произнесённое с амвона чужое слово, даже предельно правильное и выверенное с точки зрения гомилетики (науки о церковной проповеди — ред.), останется сухим и безжизненным. Это проверено на опыте многих священников, и моём тоже.
Мне больше нравится подход к проповеди митрополита Антония Сурожского. Он к проповедям не готовился, не записывал их, но внимательно слушал Евангельское чтение, находил главную идею, которая поражала его сердце, и развивал её в обращении к пастве. Можно сказать, что это был экспромт. Я понимаю, что не все готовы так проповедовать, но мне кажется, что лучше пусть будет сказано немного, но своевременно и искренне. Пусть слово священника будет личным, пережитым. Конечно, священнику можно готовиться к проповеди, но всё прочитанное должно быть не пересказано, а переработано. Нужно, чтобы сформировалось собственное видение на основе того, что ты читаешь.
Экономия энергии — или худший способ решения проблемы?
Современный человек смотрит на мир и большее внимание уделяет материальной его составляющей — тому, к чему можно прикоснуться, что можно положить в карман. Мы понимаем, что есть определённые границы, которые нельзя переступать. Эти границы охраняют наш материальный мир. Мы знаем, что взять чужой кошелёк — неправильно, это преступление. Но при этом у нас не развита культура уважительного отношения к внутреннему содержанию человека, к его таланту, который генерирует искусство, литературу, тексты — нематериальные ценности. Поэтому мы с такой лёгкостью относимся к тому, что фотографии и хорошие тексты просто присваиваются без ведома автора — хотя на их создание автор потратил свои способности, усилия, время. Это тоже его детище, плод его труда, который требует уважительного отношения.
Присвоение чужих смыслов и идей человека всегда расслабляет. Вместо труда он выбирает более лёгкий способ решения проблем: взять чужое. Это ведь так просто: нажал «копировать», потом «вставить» — и готово. Зачем прилагать усилия, если можно выполнить работу с минимальной затратой сил и времени? На самом деле такой способ — худший из возможных. Какую бы талантливую работу мы ни скопировали, с нашей стороны мы делаем дело кое-как. В этой связи мне вспомнились слова Павла Флоренского — его духовное завещание своим детям из книги «Все думы о вас»: «Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в „кое-как“ можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчётливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества».
Если сказали сдать реферат по физкультуре
Не секрет, что порой в учебных заведениях требуют сдать какие-то работы «для галочки». Можно ли пользоваться материалами из интернета? Или это тоже воровство чужой интеллектуальной собственности? Я убеждён, что рефераты, которые сливаются в сеть, попадают туда именно для того, чтобы их воспроизводили и сдавали «для галочки». Человек, который такой реферат составил, понимает, что отдаёт свою работу в общее пользование. Никаких претензий по отношению к копированию своей работы этот автор не предъявит.
В моей жизни была ситуация, когда я учился в светском вузе на специальности «Экономика предприятия». Был конец сессии, когда, как бы ни планировал своё время, всё равно многого не успеваешь. Случилось так, что у меня был «хвост» по физкультуре. Преподаватель предложил написать реферат. Я до сих пор помню тему: «Виды разминки перед основной нагрузкой». Спрашивается: для чего это было нужно? Я понимал: можно бросить все силы на реферат по физкультуре, но это нанесёт ущерб профильным предметам, которые можно за это время реально подтянуть. Поэтому я нашёл информацию в интернете, оформил реферат и отнёс его преподавателю, которому он тоже был нужен как условие добавить студенту баллы. Так что я сдал его, получил оценку и на том всё закончилось.
Думаю, что человек всё-таки должен понимать, что для него главное, а что второстепенное в том деле, которое он выполняет. Очень важно научиться правильно распределять приоритеты. Уверен, это поможет не только в учёбе, но и в жизни в целом.
О воровстве в более широком смысле хочется добавить:
В Библии находит осуждение и такой специфический вид воровства, как плагиат. «Иду Я против пророков! — говорит Господь. — Они слова Мои воруют друг у друга». (Иер 23:30)
Воровство — более тяжелое прегрешение. Мотивируется оно сребролюбием, но это уже следующий шаг на пути греха. Человек не просто бережет свое, а похищает то, что ему не принадлежит, или лишает человека тех средств, которые ему положены.
Еще в земной жизни за этот грех бывает расплата: описано немало случаев, когда люди, совершавшие кражу, становились слепыми. Например, в житии преподобного Кирилла Новоезерского рассказывается, как разбойники прибыли к Красному острову, чтобы обокрасть монаха. Преподобный напомнил им, что «есть грозный суд правды Божией», но злодеи не вняли его словам и большинство из них ослепли. Когда разбойники раскаялись, святой отпустил их, но сказал: «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду».
Был и другой случай, когда воры сняли с монастырского храма колокола. Они так и не сумели переправиться на другой берег, а по попущению Божию вернулись в обитель. Преподобный Кирилл сказал им такие слова: «Еще не бывало того, чтобы кто-то был счастлив чужим добром. Алчешь чужого — потеряешь свое». Святой поручил накормить разбойников и с миром отпустил их.
Но наказание за воровство на Земле — даже благо, оно дает возможность при жизни покаяться и искупить свой грех, а на мытарствах — загробных испытаниях души этот грех становится препятствием по пути на Небо. Тогда человек уже не может что-либо исправить и, если в земной жизни брал чужое, подвергается вечному наказанию.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
***
Библия о ворах
Запрету воровства посвящена одна из десяти главных заповедей израильского Закона. «Не воруй». (Исх 20:15; Втор 5:19) В Ветхом Завете эта заповедь не раз повторяется и детализируется. «Не воруйте, не лгите, не обманывайте друг друга». (Лев 19:11) «Если кто-нибудь украдет быка или овцу и зарежет их или продаст, то он должен отдать пять быков за быка и четыре овцы за овцу… А если вору нечем отдать, то пусть его самого продадут в рабство — за кражу. А если украденное животное найдут у него живым — будь то бык, осел или овца — вор должен отдать двух животных за одно… Если один человек даст другому на хранение серебро или вещи, и они будут украдены у того из дома, и вор будет пойман, то вор должен все возместить вдвойне. А если вор не пойман, то взявший вещи на хранение должен предстать перед Богом, чтобы подтвердилось, что он не посягал на чужое добро». (Исх 22:1, 3-4, 7-8)
Пророки, вещающие от лица Бога, сурово клеймят виновных в воровстве. «Воры врываются в дома, разбойники нападают на улице! О том, что Я помню их злодеяния, они не думают…» (Ос 7:1-2) «…тяжба у Господа с жителями этой земли, ибо нет ни справедливости, ни доброты, ни знания Бога в этой земле. Клятвопреступления и убийства, воровство и разврат!» (Ос 4:1-2) «Крадете вы, убиваете, прелюбодействуете, клянетесь ложно, воскуряете Ваалу, поклоняетесь богам иным, которых вы не знали, потом приходите, встаете предо Мной в этом Храме, который именем Моим осенен, и говорите: „Мы спасены!“ — чтобы и дальше творить все эти мерзости». (Иер 7:9-10) «Согласно этому свитку, ни один вор и ни один клятвопреступник не уйдет от наказания». (Зах 5:3) Принесение в жертву второсортных животных и плодов урожая, вместо отборных, объявляется воровством у Бога: «Может ли человек обмануть Бога? Но вы хотите обокрасть Меня! И говорите: «Чем же мы обкрадываем Тебя?» — Десятиной и приношениями! Проклятьем вы прокляты, потому что Меня вы обкрадываете, все до единого». (Мал 3:8-9) В Библии находит осуждение и такой специфический вид воровства, как плагиат. «Иду Я против пророков! — говорит Господь. — Они слова Мои воруют друг у друга». (Иер 23:30)
Вор - это самый злой враг собственности и благосостояния ближних, каковы бы ни были мотивы воровства, они не извинительны и не оправдают его на Страшном Суде. Если человек хочет покаяться и оставить воровство, то он должен вернуть (если это возможно) людям похищенное, понести церковную эпитимию (отлучение на 2 года), (Василий Великий пр.61) и впредь трудиться и зарабатывать на хлеб насущный своими руками (Еф. 4, 28). Личный труд научит его ценить и чужие труды. Зная по опыту, чего стоят деньги или вещи, бывший вор поймет, что ощущает обкраденный человек и не будет впредь касаться чужой собственности.
Судьба вора незавидна, он становится изгоем в общине, соплеменники клеймят его позором. «…изгнаны они из среды людей, провожают их криком, как воров». (Иов 30:5) «Словно вор, что пойман с позором, опозорен Израиль…» (Иер 2:26) «Не ты ли над Израилем потешался, будто в воровстве его уличили?» (Иер 48:27) Вора, пойманного ночью на месте преступления, разрешалось безнаказанно убить. «Если вор был пойман при попытке разобрать стену дома и убит, то убивший неповинен. Но если это случилось после восхода солнца, то убивший виновен». (Исх 22:2-3) Дружба с ворами в Библии строго порицается. «Видишь вора — и дружишь с ним, прелюбодеям ты сообщник…» (Пс 49:18) «Кто вору товарищ, тот сам себе враг: слышит, как проклинают вора, да помалкивает». (Притч 29:24) «Вельможи твои — отступники, водят дружбу с ворами». (Ис 1:23)
В Библии учитываются смягчающие обстоятельства, такие как голод, побудившие человека к воровству, что, однако, не слишком смягчает участь пойманного вора. «Не строго судят вора, что украл с голоду, чтобы только поесть; а все ж поймают — возместит всемеро, все свое имущество отдаст». (Притч 6:30-31) Особняком стоит случай воровства, рассказанный в книге Бытия. Здесь праматерь израильского народа Рахиль крадет домашних божков своего отца Лавана, и повествователь говорит об этом без малейшего осуждения, скорее он даже восхищен ловкостью и сообразительностью Рахили. «Лаван как раз ушел на стрижку овец, и Рахиль взяла с собой домашних божков своего отца… Лаван обыскал шатры Иакова, Лии, обеих служанок, но ничего не нашел. Выйдя из шатра Лии, он пошел в шатер к Рахили. Рахиль тем временем взяла домашних божков, засунула их в верблюжье седло и уселась сверху. Отец стал обыскивать ее шатер, но ничего не мог найти, а Рахиль сказала ему: «Пусть не гневается господин мой, что я не могу встать перед ним: у меня обычное женское недомогание». Лаван все перерыл, но божков не нашел». (Быт 31:19, 33-35)
В Новом Завете Иисус Христос безоговорочно подтверждает ветхозаветную заповедь, запрещающую воровство. «Ты знаешь Его заповеди: не убивай, не нарушай супружескую верность, не воруй, не давай ложных показаний, не обманывай, чти отца и мать». (Мк 10:19; Лк 18:20) Он считал, что воровство, как и другие грехи и преступления, — это проявление порочной человеческой природы. «Ведь из сердца человеческого исходят злые помыслы, ведущие к убийствам, супружеским изменам, разврату, воровству, лжесвидетельствам, сквернословию». (Мф 15:19; Мк 7:22) Воры часто фигурируют в поучениях и притчах Иисуса. «Все, кто пришли до Меня, — воры и грабители… Вор же приходит лишь для того, чтобы украсть, убить и разрушить». (Ин 10:8, 10) «Не копи́те себе богатств на земле, где моль и ржавчина портят их и где воры, забравшись в дом, крадут». (Мф 6:19) «Знайте, если бы хозяину дома было известно, в какой час ночи придет вор, он не спал бы и не дал бы вору забраться в дом». (Мф 24:43; Лк 12:39) Согласно евангелисту Иоанну, не случайно, что из учеников Христа стал предателем именно Иуда Искариот. Ведь он был вором. «Он… был вор: он носил общую сумку с деньгами и нередко запускал туда руку». (Ин 12:6)
В апостольских посланиях их авторы заклинают верующих быть непричастными к воровству, потому что это тяжкий грех, и воры не получат Божьего спасения: «…воры, стяжатели, пьяницы, клеветники, мошенники — никому из них не получить наследия в Царстве Бога!» (1 Кор 6:10) «Кто воровал, пусть больше не ворует, а усердно работает собственными руками, чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде». (Эф 4:28) «Ты учишь других, а почему не учишь себя? Проповедуешь «не воруй» — и сам воруешь». (Рим 2:21) «Рабы пусть во всем повинуются своим господам, пусть будут услужливы, не прекословят и не воруют, пусть проявят себя честными и надежными…» (Тит 2:9-10) «Если кто-то из вас страдает, пусть это будет не потому, что он убийца, или вор, или преступник, или доносчик». (1 Пет 4:15)
"Не укради"
"Не воруй"
Восьмой заповедью Господь Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.
Запрещая все виды отнятия собственности у ближнего, эта заповедь повелевает нам быть бескорыстными, щедрыми, честными, трудолюбивыми, милосердными и правдивыми. Чтобы не грешить против этой заповеди, необходимо любить другого, как самого себя, и не делать другим того, чего сам себе не желаешь.
Помните!!! "Если не слышишь чужих стонов, не помогут ни посты, ни поклоны!"
"Чтобы ты не делал тайком, прячась за спиной у людей - ты делаешь это на глазах у Бога.
"И если ты воруешь - ты воруешь у Бога!"
Вразуми вас, Господь и наставь на путь истинный!
От нашей группы добавлю :
"Грань в том, что каждый может в интернете свободно копировать и публиковать всё, что угодно, если это не запрещено правилами! Мы всех к этому и призываем! Но если это запрещено правилами, то НЕОБХОДИМО ИХ СОБЛЮДАТЬ! Зачем копировать материал в нашей группе (нарушая правила сообщества), если это можно сделать через интернет не нарушая правил?"
Если кто-то хочет сохранить у себя темы из нашей группы, у себя на страничке , или поделиться в группе, НАЖМИТЕ НА СТРЕЛОЧКУ " ПОДЕЛИТЬСЯ" , И ПОНРАВИВШИЕСЯ ТЕМЫ, БУДУТ У ВАС И В ГРУППЕ.
Комментарии 119