ПРАВДА ЛИ ТО, ЧТО УДАЧА - ЭТО ИМЯ БЕСА? БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
ИЕРЕЙ, РЕЛИГИОВЕД, БОГОСЛОВ Г. МАКСИМОВ. ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ, ДОРОГИЕ МОИ!
Я бы хотел поговорить об одной ложной идее, которая распространяется в последнее время. Это не что-то глобальное, можно сказать, что это мелочь. Но и некоторые мелкие ложные представления тоже иногда распространяются под видом Православия и начинают у людей ассоциироваться с Православием, и ничего хорошего в этом нет.
Речь пойдет про идею о том, что православные христиане не должны употреблять слово «удача». Мы можем даже найти соответствующие статьи в интернете. В одной, например, говорится: «люди привыкли постоянно друг другу желать удачи, при этом даже не подозревая, какой страшный вред они могут нанести этим самым пожеланием».
Пошло это у нас, насколько я понимаю, от одной книги румынского старца Клеопы (Илие), которая была переведена на русский язык. И вот там, помимо прочего, отец Клеопа говорит: «Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: "Об удаче дочери", "Об удаче сына". Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или "Удача", был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян. Каким же был этот бог Молох, или "Удача", как мы его называем сегодня?»
И далее описывается процесс жертвоприношения детей идолу Молоха. Честно говоря, мне было очень печально увидеть такое утверждение в связи с именем отца Клеопы, поскольку он действительно очень уважаемый румынский духовник, я читал его различные тексты и всегда получал большую радость, всегда видел там изложение строго православных взглядов.
Но, в общем-то, у нас нет понятия о безошибочности какого-либо священника, даже старца, поэтому приходится с большим огорчением признать, что в данном случае отец Клеопа ошибся и сказал неправду.
Слово «удача» никогда не было именем какого-либо языческого бога. Наше русское слово «удача» происходит от глагола «удаться», и в значении его самом по себе нет ничего языческого. Давайте посмотрим по авторитетным словарям русского языка. «Удача – это успех, такой исход дела, который нужен, желателен кому-либо» – это из словаря русского языка Ушакова. А вот из словаря Евгеньевой: «удача – совокупность благоприятных, способствующих успеху обстоятельств, счастливый случай, желательный исход дела».
Это слово встречается в Синодальном переводе Священного Писания, в частности, в Книге Екклесиаста мы читаем: «Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее» (Еккл.11:6).
Также наши святые использовали это слово совершенно спокойно. В частности, преподобный Амвросий Оптинский писал: «кто праздники не почитает, тому нет удачи». А вот другое его высказывание: «никогда нет благословения Божия и удачи человеку, раз надевшему хотя бы подрясник послушника, а затем пренебрегшему монашеством ради мира сего».
А вот фраза святителя Феофана Затворника: «удача не придёт, пока ты полон самопотакания и самосожаления». И в других сочинениях святитель спокойно использует это слово.
Можно привести еще примеры, но я думаю, что и этих вполне достаточно для того, чтобы понять, что никакого страха перед употреблением слово «удача» со стороны наших святых не было, и никакого запрета на употребление этого слова тоже не было.
По словоупотреблению можно заметить, что наши святые нередко вкладывали в это слово то же значение, которое передается в других аскетических текстах словом «преуспеяние».
Поскольку слова отца Клеопы были переведены с румынского языка, то я поначалу подумал, что, может быть, в румынском языке что-то такое есть, может, там они используют слово «фортуна»? Фортуна была одна из богинь у римлян, может, как-то с этим связано? Но когда я нашёл этот текст на румынском языке, то увидел, что нет, пожелание удачи – по-румынски «noroc», это слово заимствовано из церковнославянского языка от слова «нарок», которое означает «называние, предел», также «цель, намерение». Видимо, отсюда в румынском языке это приобрело значение пожелания того, чтобы человек достиг своей цели или осуществления своего намерения, и в этом смысле пожелания удачи.
Это слово «нарок» используется в славянском переводе Евангелия, и оно также не было никогда именем какого-либо языческого божества или беса.
Что же касается божества Молох, то его имя переводится как «царственный», никакой связи с удачей в его имени или почитании, насколько о нём известно, нет. Так что и в этом отношении отец Клеопа ошибся, к сожалению. Очевидно, он обыгрывает созвучие в румынском языке слов «noroc» и «Moloh».
Может быть, отец Клеопа что-то такое слышал в той среде, в которой он воспитывался, и воспринял это некритично. Что поделать, такое бывает, и это, конечно же, не умаляет значение его духовного наследия, его трудов. Многие румыноязычные говорят, что нынешнее употребление «noroc» имеет особые оттенки значения, которых нет в русском «удача». Говорили также, что «noroc» скорее следует перевести как «везение», а «удача» по-румынски будет «succes». Так что, возможно, здесь вообще ошибка переводчика.
Иногда говорят, что будто бы удача означает непременно слепой случай и поэтому ее нельзя желать. Конечно, люди разные, кто-то может и такое значение вкладывать, но само по себе это слово такого значения не несет. И святые отцы, употреблявшие это слово, наши святые русские, не видели этих проблем в данном слове.
Конечно, если кто-то не хочет употреблять слово «удача», может и не употреблять. Но запрещать его использовать тем, кто хочет, нет никаких оснований. И тем более говорить, что если ты пожелал кому-то удачи, то на самом деле ты пожелал ему ребёнка своего Молоху принести и т.п. – это очевидная неправда, нелепость, и распространять это заблуждение не следует.
Некоторые из несогласных говорят: пусть не Молох, но у язычников же были боги или богини, посвящённые удаче, и значит поэтому нельзя слово «удача» употреблять. Но у язычников были и богини любви, например, и что – слово «любовь» нам тоже не нужно употреблять? У язычников было полным-полно богов, которых они чему-то посвящали или с чем-то ассоциировали. Это их выдумки, которые на нашу жизнь никак не влияют, если мы этим богам не поклоняемся.
Другие несогласные говорят, что сейчас в это слово «удача» неверующие вкладывают далекие от христианства понятия, и поэтому не нужно это слово употреблять. Но, извините: а в слово «любовь» те же самые неверующие что вкладывают? Очень многие называют этим словом блуд, и что – нам тоже нужно отказаться от слова «любовь»?
Почему вообще при использовании слов христианин должен ориентироваться на то, какой смысл в них вкладывает люди, находящиеся вне Церкви? Почему именно их мнение для нас должно быть важнее, чем то словоупотребление, то понимание этих слов, которое было у наших святых?
Мне кажется, всё-таки христианин должен ориентироваться на словоупотребление святых.
Ну и последнее, что я хотел сказать. Есть заповеди Божии, которые мы должны выполнять, и с этим-то мы, откровенно говоря, не очень справляемся. И вот в этих условиях придумывать ещё какие-то новые заповеди, какие-то новые требования, которые Господь нам в Писании не оставлял, святые отцы не оставляли, и Церковь не принимала на Соборах – это абсолютно неуместно, это не поможет духовной жизни, а наоборот, запутает в ней.
Нам важны именно заповеди Божии.
Иерей, религиовед, богослов Георгий Максимов
***
В сети порой встречаются предостережения, что пожелание удачи — большой грех, так как Удача — это второе имя Молоха, демона, которому приносили в жертву младенцев. Так ли это? Грешно ли не знать происхождения слов? Можно ли есть конфеты «Домовёнок» и смотреть мультики про домового Кузьку? Нам ответил священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья — чьё имя тоже вызывает вопросы, к слову.
Некоторые слои православного общества активно выступают за чистоту языка. Причём часто это проявляется очень странно. Например, мне говорили, что нельзя говорить слово «последний», правильно — «крайний». Это абсолютно абсурдно! В отношении, например, богослужения: «Я отслужил крайнюю литургию два дня назад» — каково? Также, оказывается, нельзя говорить слова «кошмар», «ужас» и ещё множество других, так как в них содержится призывание бесов или дурных событий; детей надо называть только именами святых. Однако не всё так просто. Например, имена. Моё имя — Димитрий. Значение его — «служитель богини Деметры». Да, был и святой Димитрий, и не один, но изначально какого-то святого ведь назвали в честь языческого божества! И таких имён множество. Получается, их нельзя произносить?
Что касается удачи — давайте разбираться. Когда ко мне приходят с какими-то сведениями, я прежде всего спрашиваю: где это написано? В интернете? Или у святых отцов? Многие люди отошли от церковного учения (или не дошли до него). Чем им заполнять пустоты в знаниях? — околоцерковными суевериями. Вот и получаем распространение слухов, глупостей и сомнительных фактов. Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё. Если заглянуть в словарь, оказывается, что слово «удача» происходит от старославянского слова «дати» — дать. Если открыть любой другой словарь или хотя бы Википедию, окажется, что среди имён Молоха никакой «Удачи» нет.
Эта ситуация напоминает мне то, что происходит с биометрическими паспортами и ИНН, принятие которых приравнивают к отречению от Христа. Мне кажется, люди вообще не понимают, что такое отречение. Вспомним таинство Крещения: священник трижды спрашивает у человека, отрекается ли он от сатаны, и тот трижды подтверждает это вслух: «Отрекаюсь!» Никакого заочного отречения быть не может, не может быть и отречения через пользование каким-то документом.
Ещё один момент: в сети байка о демоне Удаче бродит как изречение архимандрита Клеопы (Илие). Честно, не знаю, писал ли он об этом (хотя искренне сомневаюсь), но скажу вот что: если в интернете поискать трактат о драконах, то окажется, что его автор — преподобный Иоанн Дамаскин. А Дионисию Ареопагиту приписывают труд об ангельских чинах, но святой жил в I веке, а учение об ангельских чинах появилось в конце III — начале IV. Люди придумывают себе басни и верят в них. Жалуются, что им читать некогда, заняты очень — а вот на непроверенную информацию и глупости в соцсетях время есть. Чтение — это труд, да, но часто причиной того, что люди не читают, становится обычная лень. Признаться в ней сложно, вот и говорим, что нет времени. А ведь для того, чтобы прочитать роман, его нужно немного. Просто выделять себе несколько минут перед сном. Это в любом случае лучше, чем читать про то, что «кошмар», «удача» и «ужас» — это имена демонов. Когда мне приходят такие сообщения, я не нахожу ничего лучше, чем ответить: «Да вы что? Кошмар и ужас, я просто в шоке!»
Конечно, нужно всегда помнить слова: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29), — но также надо осознавать, что все мы — живые люди, немощные, со слабостями. Да, нужно стараться избавляться от ненужных слов. Наше мышление влияет на речь, как мы мыслим, так и говорим, как правило. Однако нельзя увлекаться и искать злой корень во всём, что нас окружает. Часто доводится слышать о том, что «православным нельзя читать „Гарри Поттера“, есть конфеты „Домовёнок“ и давать детям смотреть мультик про домового Кузьку». Давайте избегать крайностей! В вопросах информации нужно полагаться на свою интуицию и стараться проверять, что вы потребляете. К слову, не имею ничего против Джоан Роулинг и «Гарри Поттера» — считаю, надо быть осторожным совсем с другими писателями — например, Филипом Пулманом, одним из самых популярных авторов книг для подростков, который в своём интервью заявлял: «Я пытаюсь подорвать основы христианской веры».
Мне кажется, что такими вопросами, как тема нашей сегодняшней беседы, заморачиваются те, кто в православии ищет какое-то тайное знание. Истинные таинства их не интересуют, а вот борьба с кодами или отдельными словами — то, что нужно. Получается, что они выбирают себе не только ложных врагов, но и ложных богов, служат не Христу, а идолу чистого языка, идолу борьбы с кодам и так далее. Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А у нас любви нет, зато есть гордость, потому что «я не взял код, а вы взяли», «я не желаю удачи, а вы желаете, вам гореть в аду». Так что будем относиться к информации из интернета с рассудительностью, проверять факты и понимать, что написать можно всё что угодно. Не надо сеять разделение в Церкви. Это большая беда сейчас. Можем ли мы повлиять на это? — конечно, надо просто не поддерживать то, что нас разделяет, бороться с гордыней и стяжать такую добродетель, как рассуждение. Так победим.
Комментарии 33