В 1918 г большевики приняли новый Трудовой кодекс, по которому у рабочих осталось всего шесть выходных. (сокращение со 100 до 6). Уже в 1920 г началось масштабное наступление на Русскую Веру, которую старались унизить и представить как пережиток прошлого и невежество.
в домах рядом с церквями открывались богоборческие кружки, которые в разгар Рождественского поста зазывали молодёжь на антирождественские вечера и пляски. Священников показывали отсталыми, вечно пьяными мракобесами в окружении кикимор и леших, их побеждал "прогресс" в виде "светлых" красноармейцев.
Это были факельные шествия, вместо хоругвей богоборцы несли карикатурные плакаты и чучела Христа, священников и св. Николая, которые потом демонстративно сжигали на главной площади населённого пункта, после чего расходились на антирелигиозные представления. Иногда даже устраивали инсценировки рождения пророка Магомета, Будды, Саваофа или Иеговы параллельно с ходом богослужения в православных храмах.
А пионеры в школах устраивали представление "Поход пионеров в небо", во время которого Бога представляли как снеговика со свитой из чертей и нечисти, а потом зажигали костёр, в котором он таял.
Несли огромное чучело "еврейского бога", одетого в золотую корону с папиросой в зубах. На плакатах было написано следующее: "Бог один и в то же время их трое: это противоречит таблице умножения", "Мы выступаем против Бога". Дальше несли красные звёзды и шли ряженые: "мулла" обнимался с "чёртом" в камилавке, кадил из консервной банки мазутом на "Богородицу", а "Николай Угодник" с бутылкой самогона благословлял их под всеобщий оглушительный хохот. Ряженый "Моисей" взасос целовался с "Николаем Угодником", а католический "ксёндз" скакал вокруг них козлом. Комсомольцы выкрикивали: "С вами Бог, с нами красная милиция… Да здравствует — гэ-пэ-у!"
Народ по-прежнему оставался религиозным и препятствовал закрытию храмов.
Поэтому борьба с Богом вышла на новый этап: в 1929 году Рождество официально перестало быть выходным. "Бесповоротная и полная ликвидация "Рождества", превращение его в рабочий день — одно из крупных завоеваний на пути перестройки рабочего быта на социалистических началах", — писали газеты.
16 декабря 1929 года в Ленинграде запретили продавать рождественские ели — "поповским" деревьям была объявлена война. За установку ёлки дома можно было поплатиться штрафом в сто рублей или принудительными работами.
В 1932 г в стране началась пятилетка по искоренению веры: к 1937 г имя Христа должно было быть навсегда забыто на территории СССР.
Уже в 1930 г в СССР было отпечатано 50 млн антирелигиозных листовок. Тираж газеты "Безбожник" в 1931 г составил 500 тыс. экземпляров. К 1939 г в России осталось 100 действующих храмов. В Киевской епархии в 1940 г из 1710 храмов действовало два, в Куйбышевской епархии — один, а из архиереев на местах удержались четверо. За годы репрессий было убито около 45 тыс. священников, то есть порядка 85% всего клира.
в Таганроге возмущённая закрытием храма толпа ворвалась в библиотеку, которую устроили в церкви, и учинила погром, а после бросилась на площадь города, где комсомольцы торопливо жгли иконы. На требования работников ОГПУ разойтись последовал отказ, после чего по толпе был открыт огонь. Сотрудники милиции ранили пятерых "отъявленных преступников" — трёх женщин, мальчика и грудного младенца.
Под Черниговом жители села самовольно открыли храм и отслужили там праздничную службу, после чего священника арестовали, но толпа попыталась отбить батюшку у работников милиции и изрядно побила участкового. В Тверской губернии в селе Акулове толпа поколотила комсомольцев, которые во время крестного хода решили "подшутить" над односельчанами и заявились на ход с агитплакатами. В Сибири доходило до того, что антирелигиозные собрания закидывали гранатами.
Вплоть до ареста в 1927 году монашки Дивеевской обители пели в своих избах праздничные песнопения.
Так и не закрывшаяся в годы гонений знаменитая Псково-Печерская обитель принимала в праздники паломников — здесь Рождество праздновали каждый год.
А там, где храмы и монастыри позакрывали, а священников позабирали в лагеря, верующие люди доставали из тайников иконы, зажигали лампадки и молились в Сочельник Богу, чтобы вразумил безбожников и остановил беснования. Хранителями веры в этот период стали старушки и пожилые женщины, на религиозность которых милиционеры смотрели сквозь пальцы.
Рождественский пост верующие старались соблюдать даже в самые страшные годы репрессий. Например, в Бурятии в русских деревнях даже в 1939 г многие колхозники соблюдали и Рождественский, и Великий посты.
Праздновать Рождество или другие христианские праздники верующим, как правило, не давали, заставляя работать с утра до ночи. Православная жительница села Оймур вспоминала, что лучшее Рождество у неё было, когда колхозникам давали в этот день просто отдохнуть.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев