Отчего такой шум вокруг этой темы?
Дело в том, что за последние годы в головах у людей была сформирована связка: советское – значит, лучшее.
ЕГЭ на советскую систему не похож - значит, давайте его отменим, и будет все, "как при бабушке".
Однако давайте вспомним советскую систему высшего образования честно, сняв розовые очки.
К концу 80-х годов топовые вузы СССР утопали во взяточничестве. Ребенка "поступали" туда, используя связи, пресловутый советский блат и непременно занося "барашка в бумажке ". На вступительных экзаменах могли срезать любого абитуриента, будь он хоть семи пядей во лбу, если надо было придержать место для своего человечка.
Мы действительно хотим к этому вернуться?
Кстати, я думаю, кое-кто и впрямь этого хочет. Бывает, что учителя завышают детям оценки: кому - просто за хорошее поведение, кому - для того, чтобы общая картина успеваемости выглядела прилично. Наступает время ОГЭ [основного гос. экзамена] или просто большой проверочной работы, и тут внезапно выясняется, что круглые отличники с трудом сдают на "троечку" объективный тест.
Особенно серьёзна эта проблема для частных школ. Там же - любой каприз за ваши деньги. Состоятельные родители отдают миллионы за то, чтобы их чадо получало отличные оценки. А потом надо сдавать ЕГЭ — и оказывается, что Вася Пупкин из обычной провинциальной школы написал тест на "сто", а дитя из элитной гимназии еле-еле натянуло 50 баллов. Это же - кошмар, крушение основ!
При советской системе образования такие родители могли бы использовать админресурс и протолкнуть своего "Митрофанушку" в самый элитный вуз на бюджет. А по системе ЕГЭ в элитный вуз едет Вася Пупкин; да о нём ещё и местные газеты пишут передовицы: вот он - какой молодец!
То есть в отмене ЕГЭ объективно заинтересован ничтожный процент нашего населения — жители крупных городов со сверхдоходами.
Удивительно, при этом, что законопроект на эту тему продвигает партия "Справедливая Россия - за правду". Кажется, что справедливость выглядит как-то не так.
Очень цинично звучит аргумент, что якобы из-за ЕГЭ абитуриенты кончают самоубийством. Возврат к псевдосоветской системе будет для них ещё травматичнее — там уже не придётся выбирать из нескольких вузов, там на карту будет поставлено буквально всё, да и число экзаменов вырастет в несколько раз.
Но ещё хуже для нервов нашей молодежи - эти постоянные метания: отменят ЕГЭ - не отменят ЕГЭ.
Давайте лучше совершенствовать имеющуюся систему.
Безумно раздражают заявления о том, что ЕГЭ — это про то, чтобы наугад ставить галочки в квадратики. Люди вообще не понимают, о чём говорят. Тот уровень математики, например, который сегодня преподают детям в старших классах, в советское время в обычной школе был абсолютно недостижим — это считалось "университетским уровнем". То же самое - с литературой и иностранными языками, если подросток выбрал гуманитарный профиль. Гляньте на задания ЕГЭ по английскому — это как небо от земли далеко от советского London is the capital of Great Britain!
Я бы предложила проводить временами ЕГЭ для любых желающих — просто так, для проверки своих знаний. О, сколько вас там ждёт открытий чудных! Нет, это - не система для галочки, это - тщательная и беспощадная проверка реальных знаний по предмету.
Что касается советской ностальгии, которую так усердно эксплуатирует партия "СРЗП"... Лучше всех на эту тему высказался когда-то президент Путин: "У тех, кто не жалеет о распаде СССР, нет сердца, у тех, кто хочет его восстановления, нет головы".
При советской системе высшее образование было эксклюзивной роскошью. К 1990 году доля людей с дипломом составляла в СССР всего около восьми процентов. На сегодня доля людей с высшим образованием в стране превышает 53 процента. С этим показателем Россия — самая образованная страна в мире. Это - потрясающее достижение, им стоит гордиться, а не пытаться его разрушить.
Проблема в другом: да, у нас есть вузы-однодневки; да, многие дипломы девальвировались; да, нам не нужно столько юристов и экономистов, тем более, что по окончании вуза они все становятся бариста [кофеварами]. Однако при чём тут ЕГЭ?
Престиж рабочих специальностей, где у нас действительно - дефицит кадров, повышается хорошими зарплатами а также постоянной целенаправленной рекламой. Знают ли бариста с дипломами, что гораздо больше они могут сегодня заработать на станках с ЧПУ?
Стоило бы, наверное, вернуться к практике вечернего и заочного обучения — вот эта советская традиция и впрямь полезна. С одной стороны, студент нормально зарабатывает и не сидит на дошике [быстрорастворимой лапше], с другой — получает новые знания.
Необходимо менять ориентацию вузовского образования. То же гостиничное дело можно осваивать на краткосрочных курсах. А вот приём на инженерные, технические, медицинские специальности надо расширять — здесь у нас дефицит квалифицированных кадров.
Проблемы в нашем образовании существуют, но меньше всего их как раз в организации ЕГЭ.
Хватит уже дергать детей, дайте им спокойно учиться — и сдавать госэкзамен. Лучшего социального лифта в нашей стране нет, давайте не будем его ломать.
Виктория Никифороваhttps://ria.ru/20240703/ege-1956850769.htmlЗаглавное изображение сгенерировано ИИ
Комментарии 1