Первые дни и недели школьной жизни, несомненно, станут для ребенка захватывающими и интересными: знакомство со школой, с учителями, одноклассниками, активное общение и взаимодействие... Но, тем не менее, это – достаточно трудный опыт.
Адаптация к школе – это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.
Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребенок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов: новый распорядок дня, ограничение подвижных игр в школе, новая обстановка и непривычные обязанности.
Подготовку ребенка к школе нужно начинать заблаговременно. Это ознакомление детей с принципами школьной программы, основами поведения, дисциплины, правилами личной гигиены и следованию режима дня.
Режим дня
Сбалансировать нагрузки в течение дня позволяет режим. Он приучает организм ребенка к определенному распорядку, и первоклассник становится более стрессоустойчивым. Правильное распределение нагрузки помогает больше успевать, лучше усваивать материал и не терять мотивацию. Будет здорово, если вы вместе с ребенком составите и красочно оформите распорядок дня и поможете его соблюдать.
Подъем должен быть не позже, чем за час до начала занятий
Это позволит настроиться на учебу. Старайтесь заложить несколько минут дополнительного времени, чтобы ребенок не бежал в спешке в школу, не успев собраться после подъема.
Уделите внимание качественному сну ребенка
Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную информацию. Для первоклассников продолжительность сна должна быть не менее десяти часов. Отсчитайте это количество от времени подъема и следите за тем, чтобы ребенок каждый день ложился спать в одно и то же время.
Включите в режим дня зарядку
Это поможет организму ребенка проснуться и подготовит его к физическим и умственным нагрузкам в течение дня. Также рекомендуем добавить в режим дня прогулки и занятия спортом или простые упражнения. Для того, чтобы мозг насытился кислородом, необходимо проводить на улице не менее часа в день. Длительность зарядки составляет от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста ребенка. Комплексы упражнений следует постепенно усложнять и менять каждые 7-10 дней, чтобы не терялась мотивация к выполнению упражнений.
Чередуйте умственные и физические нагрузки с отдыхом
Например, с прогулками и играми, чтобы у малыша было время восстановить силы. Не перегружайте ребенка дополнительными кружками и занятиями, следите за тем, чтобы у него оставалось достаточно времени для полноценного отдыха. Вернувшись из школы, ребенок должен обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составляет приблизительно 1-1,5 часа без чтения книг и просмотра телевизора/работы или игры за компьютером.
Учитывайте биологические часы ребенка
Считается, что пик активности у первоклашек приходится на период с 16:00 до 18:00, а после этого наступает спад. Выполнение заданий, требующих умственной нагрузки, отработку навыков чтения и письма можно оставить на это время, а вечером уделить внимание отдыху, общению в семье, развивающим мероприятиям или кружкам.
Следите за тем, чтобы ребенок питался пять раз в день
Именно такое количество приемов пищи рекомендуется для первоклассников: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Включайте в меню больше овощей и фруктов и старайтесь снизить количество жареной и острой еды. При этом пища обязательно должна быть горячей. Завтрак должен составлять от 10 до 15% суточной калорийности, обед – до 40% и ужин – 20-25%. Для детей 7-10 лет суточная калорийность должна составлять приблизительно 2300 ккал. Ужин должен быть легче, чем завтрак (каша, творог, кефир, овощи и фрукты) и должен проходить за два часа до сна.
Приучайте ребенка к самостоятельности
Пусть он не только привыкает к выполнению заданий по учебе, но и сам с вечера готовит рюкзак на следующий день. Для этого можно прикрепить на специальную доску листочки на магнитах, на которых будет написано то, что нужно положить в рюкзак.
Время для уроков и обустройство рабочего места школьника
Начинайте выполнение домашнего задания с наименее трудных предметов, переходя к более сложным. Обучение при отсутствии домашнего задания должно быть направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы с физкультминуткой под музыку. Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, полочкой для книг, настольной лампой. Мебель необходимо подбирать в соответствии с длиной тела ребенка (при длине тела до 130 см высота стола и стула должна быть соответственно 54 и 32 см, при 130-145 см – 60 и 36 см, 145-160 см – 66 и40 см, 160-175 см – 72 и 44 см, выше 175 см – 78-48 см). Стул следует задвигать под стол на 4-8 см, для книг иметь подставку с углом наклона 15 градусов. Стол ставить ближе к окну так, чтобы свет падал слева. Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверхность. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания – это значительно сокращает время на вырабатывание и восстановление полученных на уроках сведений.
Личная гигиена и навыки самообслуживания
Родители должны прививать как девочкам, так и мальчикам навыки по самообслуживанию и правилам личной гигиены. Как много впоследствии зависит от простых, казалось бы, вещей: чистить зубы, мыться, умения готовить, убирать, стирать. Ответственность ребенка за вынос мусора или мытья посуды станет важнейшим режимным моментом воспитания и толчком к привитию дисциплины и пониманию своих обязанностей. Общие правила гигиены можно обозначить следующими тезисами: ребенок должен хорошо мыть руки с мылом перед каждым приемом пищи, после каждого посещения туалета, прогулки на улице, контакта с животными и разными предметами, к которым он может прикасаться во дворе. Ногти на руках и ногах нужно стричь, под ногтями не должно быть грязи. Приучайте детей с самого раннего возраста чистить зубки два раза в день, следите за чистотой волос школьника и его прической.
В психологическом плане самым важным результатом помощи взрослых будет формирование у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем, кто участвует в учебном процессе (сверстники – родители – учителя). Процесс обучения должен приносить детям радость или хотя бы не вызывает негативных эмоциональных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостойным внимания, любви, успеха.
Ребенку, начинающему обучение в школе, как никогда необходима моральная и эмоциональная поддержка взрослых. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка или его способности.
Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми, а результаты его работы с неким эталоном или результатами других учеников.
Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка, почаще обсуждайте и делайте акцент на ту сферу деятельности, где ребенок более успешен, помогайте ему обрести веру в себя. Найдите для дочки или сына такую внеучебную деятельность, в которой они смогут с удовольствием реализовываться. Это впоследствии скажется и на школьных успехах.
До того, как ребенок станет учеником, он должен понимать, что важна не оценка, не одобрение, а те старания, которые он прилагает, и то, чему он научился. Ожидание высокой или страх низкой оценки будут мешать проявлять способности.
Кусочек школьной жизни в отдельно взятом доме
Чтобы ребенку было легко в школе, летом поиграйте с ним в игру, которую можно назвать «Школьная жизнь». Предложите «прожить кусочек школьной жизни», побыть в роли ученика – быть усидчивым и внимательным во время урока, повторить задание «учителя», ответить на самые простые вопросы, выполнить заданное задание, придумать себе интересное занятие во время переменки. А также – в роли учителя задать вопросы «ученикам», придумать для них задание, проверить правильность его выполнения, высказать свое мнение о работе «учеников».
Такая игра позволит ребенку научиться не только принимать помощь, но и самому помогать другим. Это будет формировать его самостоятельность, а самостоятельность постепенно сформирует и ответственность.
Признаки завершения адаптации и перехода к продуктивному учебному процессу с интеграцией в новое для себя общество: ребенку нравится ходить в школу, он с большим удовольствием рассказывает обо всех аспектах нахождения в классе, своих маленьких победах и неудачах; малыш хорошо спит, жизнерадостный, активный, любопытный, не жалуется на разнообразные боли (в том числе мнимые), редко болеет; самостоятельно одевается и переодевается (как дома, так и в школе), хорошо ориентируется в здании учебного учреждения, без проблем ходит в столовую и туалет, а при необходимости может обратиться к педагогам за помощью; у ребенка появились друзья в классе, он знает их по именам и общим интересам; положительно относится к учителям, а на предложение вернуться в дошкольное учреждение отвечает решительным отказом.
Надежда Репита, врач-педиатр Свердловской городской детской больницы http://admsvk.ru/news/48058.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев