И мне всегда хочется спросить - зачем? Почему – не надо?
Спрашиваю порой.
Отвечают: "Ну, а как он дальше-то в жизни будет справляться? Пусть привыкает!"
Но понимаете, товарищи, штука в том, что ребенок с готовым набором умений не рождается. Он его приобретает. Путем, который в психологии называется интериоризацией. Это если научно. А по-простому - через помощь взрослого.
Сначала взрослый показывает, как надо мыть руки перед едой, объясняет, зачем это делать нужно.
Потом делает вместе с ребенком, поправляя его неловкие движения.
Потом ребенок осваивает науку сам, но под присмотром взрослого.
Потом ему достаточно только напоминать. Да, напоминать часто: у детей зоны мозга, ответственные за самоконтроль и волю, созревают медленно. Но со временем навык становится почти автоматическим, приобретает внутреннее желание «мою руки, чтобы….» (приятно быть чистым, боюсь заболеть, так принято и пр).
Вот это оно и есть.
Пока вы не покажете, триста раз не напомните, вместе с дитем не сделаете, дите будет ошибаться. Падать и вставать снова.
И ваша задача – быть рядом. Помочь, если нужно (если нет, он скажет: «Уйди, я сам»). Дать выплакаться, если ударился, помочь пережить боль и обиду.
Но если оставлять наедине со своей проблемой, болью, бедой, то мы просто формируем у него понимание: ты в этом мире не нужен. Никому. Решай все сам, миру ты лишний, всем все равно, жив ты или уже нет.
Какие от этого последствия, рассказывать? Или сами догадаетесь?
Олег Рой
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2