В сети популярны различные современные техники, при которых можно бодрствовать во сне, путешествовать по своим снам в осознанном состоянии. Новая популярная забава берет свои корни не только в традициях Бон-По и американских индейцев. Этим занимались и предки осетин, правда не ради развлечений.
Представляем Вашему вниманию отрывок работы первого советского профессора на Северном Кавказе, ученого-осетиноведа, поэта, драматурга, собирателя и исследователя осетинского фольклора Бориса Алборова:
"ОСЕТИНСКИЕ ВЕДУНЫ «КУРЫСМÆДЗАУТÆ» И «БУРКУДЗАУТÆ»"
В 1870 г. известный знаток осетинского фольклора Джантемир Шанаев, выходец из селения Верхнее Кани Геналдонского ущелья, напечатал «Осетинские народные сказания» (1). Среди сказаний,приводимых Дж. Шанаевым, лицом с высшим юридическим образованием, наибольший интерес для нас представляет сказание «Идущие за снопом».
Раз в год, пишет Дж. Шанаев, только не всегда в определенное время, а большей частью на новый год, собираются в невидимое для простых людей место идущие за снопом. Это не обыкновенный люди, а дæснытæ, то – есть знахари и знахарки, способные предвидеть будущее, люди с большим жизненным опытом, иначе сказать умельцы. Перед отправлением за снопом участники предприятия крепко засыпают, и тогда, по поверию осетин, души их, оставя тело спящим, отправляются за снопом.
Заснувшие мужчины и женщины просят своих домашних не будить их до тех пор, пока они не проснутся сами, в противном случае, по поверью народа, их ожидает внезапная смерть.
По описанию Дж. Шанаева, идущие за снопом садятся кто на метлу, кто на скамью, кто на кошку, кто на собаку, кто в ступу и редко кто на коня, и все спешат на сборный пункт. Отсюда они под предводительством всех горных божеств и подчиненных им ангелов отправляются против популярного божества Татартупа, считавшегося почитаемым божеством у осетин и кабардинцев. По мнению кабардинского племянника и мусульманина Дж. Шанаева, Татартуп более стоит за кабардинцев, чем за осетин, потому что он (Татартуп) якобы ведет отчаянную борьбу с горными божествами Осетии за горсть хлебных зерен. Все горные божества Осетии с большим ополчением
подчиненных им людей и духов начинают у Татартупа страшную войну из-за горсти хлебных зерен, причем, по представлению осетин, наступательным оружием служат стрелы. После продолжительного сражения какая-нибудь сторона уступает другой. Победившая сторона хватает с кликами радости сноп, а из него – горсть зерен рассыпает в направлении своего края.
По описанию Дж. Шанаева, это значит, что та сторона, которой досталась горсть хлебных зерен, отвоевала у другой, враждебной стороны, на текущий год себе урожай, затем обе стороны расходятся по домам. Из этого сообщения Дж. Шанаева следует, что осетинская сторона воюет за горсть хлебных зерен с кабардинской стороной.
Многие из участников божественного сражения, – пишет Дж. Шанаев, – получают раны, которые для обыкновенных людей не заметны, а заметны только для участвующих в войне. Только после прибытия с поля сражения участники просыпаются и объявляют своим домашним и односельчанам о предстоящем в их стороне урожае. Кони участников после сражения бывают чрезвычайно потными, «как будто бы сто верст
проскакали, как будто их выкупали»."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев