Нина Соколова.
Водолазное дело - весьма ответственная и тяжелая работа, требующая мужества и мужской силы. Не каждый может стать водолазом. Но в рядах водолазов были и женщины, особенно во время войны с фашистской Германией. Об одной из них наш рассказ.
Юная Нина Соколова после окончания школы уехала в Ленинград, где поступила в институт водного транспорта на факультет гидротехники. В 1936 году после обучения получила направление в ЭПРОН.
Вскоре ее отправили в Сочи, где строили порт. Здесь, впервые, она столкнулась напрямую с работой водолазов. Для того чтобы проверить монтажные работы, ей нужно было опуститься под воду. Для этого ей пришлось освоить водолазное дело. Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Иванович Крылов, подписал свидетельство, разрешающее Соколовой подводные спуски до десятиметровой глубины.
В 1934 году преподавала в Высшем военно-морском училище.
В 1939 году Нина Васильевна руководила строительством причала в Полярном. Во время подводных работ она сама спускалась в ледяную воду.
В 1941 году в условиях артиллерийского обстрела и налетов авиации Соколова трудилась на «Дороге жизни», выполняя ответственные задания по подводным сооружениям. В сентябре 1941 года Ленинградский фронт высадил десант через Неву, в районе Невской Дубровки. Для переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, в которую входила и Нина. Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии.
В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой невообразимые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать их на другой берег, а там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег.
По приказу командования Соколова принимала участие в сооружении телефонной линии Москва-Ленинград. В тяжелых погодных условиях водолазы 27-го отряда ЭПРОНа проложили по дну Ладожского озера телефонный кабель, с честью выполнив правительственное задание.
В 1942 году Соколова предложила проложить бензопровод по дну озера. Работу выполнили за сорок три дня. Протяженность 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). Молодой инженер была награждена орденом Красной Звезды.
Во время выполнения работ, Нина Васильевна была ранена, но после госпиталя снова вернулась в строй.
В середине августа 1943 года Соколова была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ.
После войны Соколова принимала участие в ремонте и строительстве многих гидротехнических сооружений в Ленинграде, Кронштадте, Таллине.
Полковник морской инженерной службы Нина Васильевна Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями.
В 1958 году Нина Васильевна ушла в отставку. Вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Умерла Соколова 17 декабря 2001 года, на 90-м году жизни.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7