Режиссёр: Леонид Менакер. Сценаристы: Александр Гельман, Татьяна Калецкая. Киностудия «Ленфильм».
Содержание
В течении одной ночной смены на большой стройке страны происходят события, имеющие решающее значение для судеб героев фильма.
*
«Советский экран» № 3, 1972 г.
В фильме «Ночная смена» есть эпизод, где старый мастер Пономарёв (Ю. Толубеев) выслушивает признания молодой женщины, которая очень несчастна, потому что решительно порвала с горячо любимым человеком и вернулась к мужу. Их разговор полон жизненного смысла. Но истинное содержание диалога раскрывается не сразу. Конечно, Пономарёв осуждает Надю. Но за что осуждает? Сначала вам кажется, за легкомыслие молодости, за то, что чуть не разрушила семью. Но нет, реплика Пономарёва раскрывает не только подлинную моральную суть коллизии, но и незаурядную натуру этого старого труженика, его мудрое понимание сложности человеческих отношений, его умение по достоинству оценить побудительную силу любви.
— Так... Подвиг, значит, совершаешь на семейном фронте,— говорит он насмешливо. И потом задумчиво добавляет: — М-да, что других обманывать нельзя, этому вас научили, а вот, что себя нельзя обманывать, забыли научить.
Эти слова не просто многозначительны, в контексте происходящего они многозначны. Ведь «Ночная смена», в сущности, о том и рассказывает, как люди порой обманывают себя сами, идя наперекор то ли своим чувствам, то ли своей совести, своему общественному назначению и долгу. Так рассказ о двух неурядицах, любовной и производственной, превращается здесь в серьезное размышление о чести и достоинстве человека.
Надо сказать, что картина эта, несмотря на скромность её изобразительного решения, обладает несомненными достоинствами и, в частности, выгодно выделяется на общем репертуарном фоне выразительностью языка, живостью диалога, продуманностью и лаконизмом речевых характеристик.
Вот коротенький штрих. На экране идёт объяснение между героем фильма Женей Грибовым и ловким делягой, циничным демагогом прорабом Коваленковым. Уличенный в жульничестве, Коваленков, чтобы уйти от неприятного разговора, разглагольствует о посторонних вещах. «У тебя отец-то кто?»— словно невзначай спрашивает он у Жени, «С сорок третьего никто»,— следует ответ.
Внутренняя динамика подобного текста взывает к разнообразию планов, ракурсов, интонаций, жестов, мимики, монтажа, ритма — чего хотите! К сожалению, «Ночной смене» в этом смысле не повезло. За исключением Ю. Толубеева и, пожалуй, Ю. Визбора, актёры здесь не воспользовались предоставленными им словесными красками, да и режиссёр, со своей стороны, по-видимому, не проникся художественным смыслом, заложенным в прямой речи сценария. В результате многие выразительные реплики либо наспех проговариваются и тонут в общем словесном потоке, либо, наоборот, излишне педалируются, приобретая досадную нарочитость.
И все же, смотря «Ночную смену», вы услышите с экрана не отвлечённую, безличную, «среднеинтеллигентную» речь, а живой людской говор, характерный для нынешней стройки, рабочего общежития, клуба, танцевальной площадки. Ваше ухо без удивления, без протеста воспримет некоторые разговорные обороты, далекие от салонных норм,— специфические жаргонные словечки покажутся вам здесь вполне уместными. Тем более что в этом деликатном деле сценаристы А. Гельман и Т. Калецкая проявили похвальное чувство меры и должный такт.
Б.Рунин
В ролях:
Юрий Толубеев — Павел Егорович Пономарёв
Алла Чернова — Надя
Геннадий Корольков — Евгений Грибов
Валентина Владимирова — Клава
Татьяна Говорова — Ольга
Елена Легурова — Инна
Герман Юшко — Анатолий
Виктор Павлов — Миша
Юрий Визбор — Коваленков
Фёдор Одиноков — Назаров
Михаил Ладыгин — дядя Коля
Георгий Штиль — "Коротышка"
Герман Орлов — "Усач"
Владимир Лосев — Андрей
Николай Боярский — работник гаража
Владимир Емельянов — Бирюков
Виктор Ильичёв — Коля
Алексей Кожевников — Герасимов
Иван Краско — шофёр
и другие...
ОТЗЫВЫ
#
Александр
Это первый фильм сценаристов Александра Гельмана и Татьяны Калецкой, и одного из первых художественных фильмов у режиссера Леонида Менакера. В нем обозначены все те темы, которые неразрывно проходят через все творчество Александра Гельмана и которые может удачнее и лучше показаны в следующих его киноработах, но этот фильм тоже очень симпатичный, хоть временами выглядит как фильм-спектакль, а не художественный фильм для кинопроката снятый на Ленфильме. Во всяком случае посмотрел его с интересом.
#
июнь
если отбросить совершенно никчемную любовную линию (ксати весьма неплохо проработанную и снятую), то фильм можно считать выдающимся. Очень приятный, редкий фильм. Именно здесь как-то явно почувствовалась тяга известного сценариста к социально-производственным конфликтам в рамках того соцреализма, его умение качественно показать и разрешить их. Никто не говорит, что их тогда не было, не всегда и не все получали честные деньги, или наоборот, недоплачивали, как бригаде Пономарева (Ю.Толубеев - лучший) и она не выходит на работу на "живой" бетон (хотя их позиция слаба и граничит с крахоборством).
Весьма показателен и точен по сути, под конец, диспут двух героев (Корольков-Визбор, вот это да!), так это вообще пролог в будущий шедевр - фильм "премия"!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев