ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ :
1976 — Ералаш 6-й выпуск — эпизод
1977 — Фантазии Веснухина — Маша Лукова
1977 — Про Красную Шапочку — Красная Шапочка
1979 — Суета сует — Лида
1979 — Примите телеграмму в долг — Саша
1981 — Переходный возраст — Ануца
1982 — Васса — Людмила Железнова
1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа — служанка
1988 — Узник замка Иф — Эжени Данглар
1989 — Прямая трансляция — Лена
1993 — Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя — подруга Луизы
...
*
Яна Поплавская родилась в Москве и всё детство провела в коммунальной квартире на Садовом кольце.
Родители – журналист и актриса, ещё грузинская бабушка, которая воспитывала Яну в строгих кавказских традициях.
В шесть лет она умела сервировать стол и помогать с готовкой, шить, вязать и вышивать. Бабушка готовила Яну к счастливому замужеству и внушала, что та должна быть хорошей хозяйкой и покорной женой.
В четыре года Ролан Быков предложил Яне роль, но она не захотела сниматься.
Позже Яна снялась в нескольких сериях «Ералаша».
В английскую школу, расположенную напротив дома, Яна пошла в шесть лет. Вот там-то её хулиганский нрав начал потихоньку раскрываться. В одном из интервью актриса вспоминает, что была «мозговым центром» целой «банды» из трёх человек, шалости которых славились на всю школу.
В девять лет она снялась в полнометражном фильме – «Фантазии Веснухина». Её героиня – вредная девчонка с бантиками, должна была раздражать зрителя. Создать образ ей удалось. После съёмок Яну невзлюбили в школе.
Актриса вспоминает, как на себе испытывала детскую жестокость. Её звали «жабой» и подчёркивали, что глаза и рот у девочки слишком огромные. Поплавская рассказывает о девочке, которая в глаза говорила: «Поплавскую снимают в кино, потому что девочек с такой страшной мордой даже трудно найти!». Яна расстраивалась, а мама успокаивала, объясняя, что такое зависть.
Пока Поплавская воевала с одноклассниками, режиссёр Леонид Нечаев по всей стране искал бойкую девочку на роль Красной Шапочки. Это была сказка с глубоким философским смыслом, в которую вкладывались понятия морали, дружбы, любви и предательства. Куда бы режиссёр не обращался в поисках девочки, везде слышал один ответ: «Есть такая Поплавская. Попробуйте её». Взглянув на фото, он сразу отказался. Резковатые черты не передавали харизмы юной актрисы, никакой изюминки Нечаев не видел.
Он пригласил её в последний момент, когда отчаялся окончательно. По воспоминаниям Поплавской, режиссёр тогда посадил её на стул напротив себя и стал пристально всматриваться. Не зная, что делать, Яна начала читать пришедшие на ум стихи. Вдруг Нечаев подхватил её на руки и начал кружить по комнате: «Наконец-то я тебя нашёл!».
Яна стала любимицей всей съёмочной группы. Ролан Быков волновался за юную актрису и не уходил с площадки, даже если не был занят в сцене.
После успеха «Красной Шапочки» она по-прежнему не собиралась становиться актрисой. Очарованная рассказами бабушки о медицинской практике – та была хирургом, Яна мечтала поступить в "мед" и видела себя в нейрохирургии. Но тут любимая бабушка не приняла сторону внучки, уточнив, что женщины редко занимаются такой профессией, кроме того, для неё нужен настоящий талант.
Тем временем режиссёры задействовали одарённого ребёнка и в других проектах. Алла Сурикова пригласила Поплавскую в свою «Суету сует», Нечаев – в «Примите телеграмму в долг». Однажды актрису командировали даже на Молдавскую киностудию для работы в мелодраме «Переходный возраст», получившей отличные отзывы критиков и названной одним из самых светлых и добрых кинофильмов о взрослении и взаимоотношениях в семье.
На всех съёмках девочку сопровождала строгая мама, заставляющая с каждым разом работать всё внимательней и самоотверженней. Именно она, когда дочь уже поступит в выпускной класс и выберет в качестве профессии журналистику, уговорит её сняться «в последний раз».
Яна готовилась на журфак и отказывалась от кинопроектов. Она уже вела телепередачу «Будильник» и понимала, что её ждет в новой профессии, когда сам Глеб Панфилов предложил ей роль в «Вассе». Яна решительно отказалась и вернулась к занятиям. Но мама не могла этого допустить. Она буквально умоляла дочь сняться у мэтра, понимая, что такой шанс, возможно, выпадает только раз в жизни.
Роль Людмилы в «Вассе» удалась особенно.
Поплавская даже придумала для своей героини тот самый запомнившийся обморок. Глеб Анатольевич был против лишнего драматизма, а Яна в тайне раскладывала по квартире одеяла и училась падать «естественно» - не подгибая ног. Ослушавшись режиссёра, она рухнула «без чувств» прямо в кадре. «Скорую! Артистке плохо! Яна, Яна!», - кричал, подбегая к девушке Панфилов. Разобравшись, что она так натурально сыграла, он был покорён. На монтаже оставил именно этот дубль, впоследствии ставший знаменитым.
Пока шли съёмки, закончились экзамены на журфак. Девушке ничего не оставалось, кроме как пробовать себя в театральном. Перенеся в детстве столько издевательств и думая, что «в артистки» берут только длинноногих красавиц, она боялась, что не поступит. Знала, что «таких» берут в Щукинское и отнесла документы туда.
Приёмная комиссия сомневалась, говорила о «киношной органике», которая, как традиционно считается в театральных вузах, может помешать на подмостках, но всё же Яну зачислили. А после вуза она стала именно театральной актрисой – сначала играла в «Современнике-2», потом - в театре Станиславского, в творческих мастерских СТД…
Короткие появления в «Узнике замка Иф» и «Тайне королевы Анны» - вот и вся её фильмография конца 80-х – и всего десятилетия 90-х. Сама актриса комментировала:
«После «Красной шапочки» надо было выходить победительницей в любом кинофильме или не выходить на съёмочную площадку вообще».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2