Кадр из фильма "Белые ночи".
Это только на первый взгляд кажется, что в киноленте И. Пырьева Стриженов продолжает развивать один и тот же романтический образ.
Вовсе нет. Роль в «Белых ночах» разительно отличается от кинообразов и «Овода», и «Сорок первого».
Прежде всего, потому что Мечтатель лишен всякого героизма. Это – «маленький человек», любимый типаж русской литературы. Однако, несмотря на то, что, по всей видимости, он не занимает серьезного социальной ниши, не обладает впечатляющими финансовыми средствами, все же он незауряден и богат. Потому что его сокровища внутри – в его внутреннем мире, в его способности мысленно и в мечтах преображать этот мир.
Вот, скажем, встретил прелестную девушку в сумеречной красоте белой ночи и напридумывал себе необыкновенную любовь. Со всей страстью и нежностью своей непосредственной натуры. И неважно, что Настенька вскоре исчезнет, отдаст свое сердце другому. В душе Мечтателя блистательной грезой навсегда поселится любовное чувство…
Олег Стриженов отлично передал эмоциональное состояние, переживания и трепетную влюблённость своего героя.
И выразительными жестами, и мимикой, и речью.
А еще с пронзительной печалью показал его абсолютное одиночество. А также бездеятельность Мечтателя, его неспособность к решительным поступкам. Что, по сути, и делает невозможным его счастье.
Понятно, что в советском кино 50-х подобный образ нельзя было считать положительным. Да, пожалуй, и в любую другую эпоху Мечтатели так и остаются не у дел. И любимчиками Фортуны вовсе не являются. Однако прекрасная игра Стриженова делает этот образ чрезвычайно симпатичным и Мечтателю неизменно сопереживаешь…
Вот такие прекрасные роли замечательного актера.
Впрочем, может, кто-то вспомнит и другие творческие работы Олега Стриженова, которые также навсегда остались в истории нашего кино.
Комментарии 6