Встреча Саши с Любовью точно воспроизводит описанный Тодоровским подлинный эпизод. Он даже снимал на том самом углу, где увидел после войны "фронтовую королеву", свою юношескую мечту, торгующую пирожками.
Тодоровский умеет выбирать актеров.
Наталья Андрейченко - стопроцентное попадание в образ.
Неуклюжая в ватнике и платках. С беломориной в покрасневших от холода пальцах с неухоженными ногтями, жалко высовывающихся из видавших виды, обрезанных перчаток С неопрятно выбившимися из-под нелепой вязаной шапки прядями. С вульгарными повадками и нарочито грубыми интонациями и репликами...
Разбитная бабища-торговка... Но при этом сразу чувствуется, как она могла бы быть хороша в другой одежде, в других условиях жизни. И что грубость ее - это бравада, защита от непрошеного сочувствия или пошлого ухаживания.
Потому что под ошеломленным взглядом Саши Люба сразу осознала, как опустилась, огрубела за последние годы. И даже расплакалась - так стало больно и обидно.
"Если "Верность" была посвящена тому, с чем уходил человек на фронт, то "Военно-полевой роман" рассказывает о том, с чем возвращаются с войны... Трудно было восстанавливать разрушенные города, но еще труднее - восстанавливать израненные человеческие души, - считает Тодоровский. - Неравнодушию к чужой беде учила нас война..."
И его Саша Нетужилин - просто "заболел" желанием помочь этой молодой красивой женщине вернуть себя самое, его романтическая душа не могла согласиться с такой незаслуженной метаморфозой, с такой несправедливой участью.
"И тебе положено по праву - в самых лучших туфельках ходить", - поется в одной песне про такую же вот "фронтовую королеву", которая одним солдатикам снилась, а другие - и заснуть не могли...
Понимает Сашины чувства и его жена - замечательная, деликатнейшая Вера (Инна Чурикова): "Она воевала. Заслужила счастье. А торгует пирожками. Это несправедливо". Но понимает она при этом - далее раньше Саши понимает, - что Люба уводит от нее Сашу. И не потому, что нашла в нем родственную душу - как она, Вера. И не потому, что полюбила его до самозабвения - как она, Вера. А потому, что испытывает упоительное ощущение своей женской силы, своей власти над мужчиной, восхищение и покровительство которого ей льстит, поднимает в своих глазах и в глазах других. И неизвестно, в какую драму перерос бы этот любовный треугольник, если бы не возникла спасительная четвертая сторона - тоже бывший фронтовик, ныне зампредрайисполкома, к которому Люба пришла по настоянию Саши требовать жилплощадь.
До этого она снимала каморку в коммуналке и, судя по всему, вынуждена была - в качестве приплаты - сожительствовать с ее владельцем Гришей (В. Шиловский).
Комментарии 2