ВЕРА КАРАЛЛИ Чарующая фаворитка.
Май 1965 год. Вена. Большой Театр СССР триумфально гастролирует в Австрийской столице. На балетном спектакле Жизель, разумеется, аншлаг. После спектакля за кулисы к советским артистам балета подошла пожилая, стройная, с выразительными, карими глазами женщина. Незнакомка поблагодарила артистов за чудесный спектакль, подошла к Марине Кондратьевой, танцевавшей в тот вечер Жизель и попросила разрешения обнять ее, танец Кондратьевой ее восхитил. Когда незнакомка произнесла свое имя, воцарилась мертвая тишина.
Это была Вера Каралли (1889- 1972). Потом кто- то из артистов старшего поколения прошептал, как Каралли? Та самая Вера Каралли, любовница великого русского князя Дмитрия Павловича и певца Леонида Собинова, знаменитая прима-балерина Большого театра, звезда немого кино?! Но она же давно умерла. Как выяснилось, она была жива и стояла перед ними вся взволнованная, с катящимися по ее необыкновенно красивому лицу слезами.
Историю прихода Каралли на Жизель рассказала мне полвека спустя Венских гастролей Марина Викторовна Кондратьева, выдающаяся русская балерина, народная артистка СССР. После спектакля Марина вместе с Марисом Лиепой и еще парой артистов поехали к Вере Алексеевне домой, которая пригласила их к себе. Марина Викторовна на всю жизнь запомнила эту удивительную, незабываемую встречу с женщиной - волею судьбы ставшей частью русской истории, легендой русского балета, затмившей в Умирающем лебеде Анну Павлову, и звездой немого кино, мирно делившей славу с Верой Холодной.
Вера Каралли родилась 8 августа в Москве в семье этнического грека. Ее дедушка со стороны отца был греческим консулом в Москве. Отец ее был - театральный режиссер, а мама - русская драматическая актриса - Ольга Крушенкова. Когда Вера была маленькая и шла с отцом по улице, к ним подошла цыганка и сказала: "В твоей жизни будет много любви, большая слава, ты родилась под знаком Льва, тебя будут носить на руках, но в конце ты будешь совсем одна", сбывшееся пророчество цыганки Вера помнила до конца своих дней.
Она росла мечтательным, задумчивым и впечатлительным ребенком. Когда Верочке было 6 лет, родители взяли ее с собой в Мариинский театр на балет "Тщетная предосторожность". Танцевала Матильда Кшесинская. Верочка была потрясена. Она заявила родителям: "Если я не буду танцевать, я умру".
Вера поступит в Московское балетное училище, в класс к знаменитому русскому танцовщику и педагогу- Александру Горскому. Она сразу же становится любимицей своего наставника. Ее отличала удивительная музыкальность, она была рождена артисткой. Она пленяла своей грацией, своими движениями, была необыкновенно притягательной, на нее хотелось смотреть, но самое главное, она была очень талантливой балериной и Горский да и не он один быстро это поняли.
После окончания балетного училища в 1906 году Вера Каралли становится артисткой балета Большого театра. В 1907 году Вера танцует Одетту-Одиллию в Лебедином озере на сцене Большого театра. Успех был громадный. "Маленькая Каралли" - новая королева Большого, писала о ней восторженная пресса. Вера Алексеевна вспоминает о своем дебюте: "Мой дебют состоялся при переполненном зале и обернулся сногсшибательным успехом. Теляковский и Горский были бледны как смерть от волнения и страха, а после адажио во втором акте, когда публика, поднявшись на ноги, разразилась оглушительными рукоплесканиями, оба, по древнему русскому обычаю, перекрестились".
Черные густые волосы, профиль греческой богини, полные магии карие глаза покоряли. Ее техника не была совершенной, московские балерины того времени не заостряли внимание на технике, как это делали в Петербурге, но вот актерский дар Каралли компенсировал все. Она была великолепной балетной актрисой. О ее танце уже тогда можно было говорить "душой исполненный полет". Она и была небесной, не от мира сего, манящей в свой волшебный, только ей подвластный мир.
Однажды бабушка Веры попросила ее достать контрамарку на одну из опер, где поет Леонид Собинов. Администратор отказал Вере, сказав что на оперы с участием Собинова контрамарки надо просить заранее. Леонид Собинов - лирический тенор, которого называли "Орфеем русской сцены" был кумиром публики. Вера расстроилась, что ей не удалось достать билет для любимой бабушки, но судьба захотела, что бы именно в тот вечер балерина столкнулась с Собиновым у сцены. Он внимательно посмотрел на юную Немезиду балетной сцены и улыбнулся. Вера рассказала ему о контрамарке и на следующее утро курьер доставил ей домой на Большую Никитскую улицу два билета с письмом, в котором были следующие строки: "Той, что всегда так радостно смеется, а сердце ей в ответ блаженно бьется". Нетрудно догадаться, что автором этих строк был Собинов.
Ей было 18, ему 36. У него за плечами неудачный брак, двое сыновей, у нее - это первая любовь и как ей тогда казалось, что это навсегда... Вера переезжает к нему. Она мечтала о тихой, семейной жизни и ради Собинова готова была отказаться от сцены и посвятить себя семье. Она хотела стать его женой, но "Орфей русской сцены" не спешил.
"Мы были счастливы вместе, я танцевала, он пел, а потом мы оказались вместе в Париже. Во Время Русских сезонов у Дягилева, Собинов был обижен на меня за то, что его называли "муж знаменитости и что ему приходилось терпеть знаки внимания ко мне со стороны парижских комильфо и в конце концов терпение пылкого влюбленного лопнуло. К тому же меня стало сильно подташнивать и Собинов немедля увез меня к итальянским врачам. Детей у меня, всегда мечтавшей о большой семье, теперь быть не могло". Писала Вера Алексеевна в своих мемуарах. Собинов заставил ее сделать аборт. Они расстались. Они были вместе 7 лет. О Собинове она никогда не сказала ничего плохого. Это была удивительная во всех смыслах женщина, редкая.
Я прекрасно помню дочь Собинова от его последнего брака с Ниной Мухиной - Светлану Леонидовну Собинову - Кассиль. Она была женой писателя Льва Кассиля, племянницей скульптора Веры Мухиной и ближайшей подругой с актрисой Светланой Николаевной Баталовой, дочерью Ольги Андровской и Николая Баталова - двух легенд Московского Художественного театра. Я видел Светлану Леонидовну в гостях у Баталовой, куда меня часто с собой брала тетя Лена Добронравова. Красавица, доцент ГИТИСА, Светлана Леонидовна была весьма примечательной женщиной, из той уже ушедшей породы московских гранд-дам. Конечно в свои 6 лет я не мог с ней вести беседы о Вере Каралли, а жаль...
В 1909 году Каралли вслед за Анной Павловой танцует Умирающего лебедя на музыку Камиля Сен-Санса. Большинство балетных специалистов отдавало предпочтение Каралли. Вот одна из газетных рецензий: "Вера Каралли наделена редким обаянием, простотой и привлекательностью. Ее фигура гибка и пропорциональна, линии ее тела полны изящества, а движения непередаваемой красоты. Ее талант одухотворяет весь ее танец. Если продолжить аналогию с ее партией лебедя, то придется признать, что Анна Павлова на ее фоне выглядит просто миловидной чайкой». Павлова рвала и метала. Мало к кому Анна Матвеевна испытывала такую неприязнь, как к Каралли.
В 1914 году Каралли дебютирует в немом кино, в драме Петра Чердынина "Ты помнишь ли", где ее партнерами выступили Иван Мозжухин и сам Чердынин. Правильно говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Каралли с первого же фильма завоевала внимание и любовь публики. В 1915 году она выпустила 8 картин. Помимо Чердынина, она снималась у Александра Ханжонкова и Евгения Бауэра, которые ее высоко ценили.
Близкой подругой Веры была балерина Нина Нестеровская, которая была женой Великого князя Гавриила Константиновича. Как-то летом Нина пригласила Веру к себе в гости, в Павловск. Вера приняла приглашение и по приезду поняла, что она не единственная гостья у Нины и Гавриила Константиновича. У них гостил великий князь Дмитрий Павлович Романов, двоюродный брат последнего русского императора - Николая Второго. Они увидели друг друга и влюбились.
Вера Алексеевна напишет об отношениях с Дмитрием Павловичем: "Мне сразу стало ясно, что мне не уйти от него, а ему от меня. Наша связь была какой-то удивительной гармонией душевного мира. Дмитрий любил меня со всеми моими недостатками".
Мало кто знает, но именно Дмитрий Павлович втянул Веру в историю связанную с убийством Григория Распутина. Он попросил, чтобы она написала Распутину письмо, представившись его поклонницей и заманила его на встречу с ней в Юсуповский дворец на Мойке в Петрограде. Князь Феликс Юсупов был одним из организаторов готовящегося покушения. "Я писала старцу письмо в перчатках, измененным почерком, чтобы в будущем запутать следы" - напишет Каралли в воспоминаниях. Посвятил ли ее во все подробности связанные с убийством Распутина, Дмитрий Павлович или нет, доподлинно неизвестно.
Распутин был убит 30 декабря 1916 года в Юсуповском дворце на Мойке. Светская львица Петербурга, Марианна фон Пистолькорс, старшая сестра знаменитой русской манекенщицы, княжны Натали Палей была во дворце, в момент убийства Распутина. В конце жизни Марианна призналась, что с ней также была Вера Каралли. Ни Феликс, ни Дмитрий Павлович никогда не упоминали имен Марианны и Веры в связи с убийством Распутина. Марианна фон Пистолькорс рассказала об участии Веры Каралли, когда в живых из участников убийства Распутина за исключением Марианны не оставалось никого и подтверждений ее словам не нашлось.
После убийства Распутина, Дмитрий Павлович был отправлен в ссылку, в Персию. Дмитрий Павлович потом искренне раскается в участии убийства Распутина и будет считать убийство старца, как сигнал к революции. Вера Алексеевна понимала, что быть с Дмитрием им больше не суждено. Она покинет Россию навсегда. Сначала она окажется в Литве, в Каунасе, где у нее будет своя балетная студия, но через 2 года она переезжает в Бухарест, куда ее пригласили в качестве педагога-репетитора.
В Бухаресте, в 1934 году она узнает что в Риге ушел из жизни Леонид Собинов, добрые чувства к которому она пронесет через всю жизнь. С Дмитрием Павловичем Романовым она встретится в Париже, в начале 30-хх годов. Океан времени пролег между ними. Они были дорогими друг для друга людьми, но все уже было в прошлом.
Великий князь Дмитрий Павлович Романов уйдет из жизни в 1942 году в Швейцарии. Ему был 51 год. Он так и не нашел себя в изгнании. После Румынии Вера Каралли переедет в Вену, у нее будет своя студия, в 1942 году она впервые официально выйдет замуж за русского аристократа, белогвардейца Бориса Шишкина. Это был очень порядочный и добрый человек, который любил Веру Алексеевну, а она заботилась о нем. В 1972 году ее супруга не стало. Она осталась одна. Поселилась в доме для престарелых в 25 километрах от Вены, в городе Баден.
Ее навещала довольно часто Майя Плисецкая. Удивительно непостижимый человек была Майя Михайловна! Воюющая с родной теткой Суламифь Мессерер, Майя очень привязалась к двум иконам русского дореволюционного балета - живущей в США - незабвенной Жизели, Ольге Спесивцевой и живущей в Австрии - прелестной Вере Каралли. Визиты Майи были для Веры Алексеевны бальзамом на сердце. Она очень полюбила Майю. Каралли все больше и больше тоскует по Родине и решается написать прошение советским властям:
"Прошение. Я Каралли Вера Алексеевна, прошу разрешить мне вернуться на Родину и провести остаток жизни в Москве, в доме для престарелых Всероссийского театрального общества. Я все время тосковала по Родине и хотела бы снова быть со своими прежними друзьями и коллегами и слышать вокруг себя только русскую речь. Умоляю дать мне возможность вернуться на Родину и прожить там остаток моих дней".
2 ноября 1972 года Вера Каралли получает советский паспорт, но вернуться домой, в Москву было не суждено. 16 ноября 1972 года в доме для престарелых в австрийском городе Баден, Вера Каралли умирает. Ей было 83 года.
Так закончилась жизнь великой женщины, красавицы Веры Каралли, которая попыталась вернуться в свое прошлое, но не успела, на то была Божья воля. Яркую, трудную и в то же самое время блистательную жизнь прожила Вера Алексеевна Каралли, которая умела любить и которую любили, но стремительный и жестокий 20-ый век катком прошелся по ее судьбе и тем не менее, имя ее навсегда останется в истории мирового балета и в истории русской культуры и искусства. Светлая память Вере Алексеевне Каралли.
Эдгар - Кирилл Дальберг.
Комментарии 1