Первичная консультация логопеда - афазиолога
Если Вы или Ваши близкие родственники проходили неврологическое лечение при таких заболеваниях как инсульт, черепно - мозговая травма, нейрохирургические операции, нейродегенеративные расстрйства и т.д., то, конечно же, Вы обращали внимание на то, что в заключении невролога или в выписном эпикризе рекомендуются занятия с логопедом или логопедом-афазиологом, нейропсихологическая реабилитация, коррекционно-восстановительное обучение (переобучение), коррекция речи, когнитивная реабилитация.
Всё это формы немедицинской реабилитации, направленной на восстановление нарушенных высших психических функций пациентов с патологиями головного мозга. Такие занятия проводят клинические психологи со специализацией по нейропсихологии либо логопеды со специализацией по афазиологии.
Мозговые катастрофы, такие как травмы или мозговые инсульты нередко ведут не только к двигательным нарушениям, таким как параличи и парезы, но и к расстройствам так называемой когнитивной сферы (речи, восприятия, памяти, мышления, планирования и произвольности). Внешне наиболее явно обнаруживаются расстройства речи в виде афазии, патологии памяти, восприятия (агнозии), мышления, восприятия и требуют специальной нейропсихологической диагностики.
Афазия — слово греческого происхождения. Оно состоит из двух частей: «а» - отрицательная частица, «фазис» - переводится как «высказывание» и, в целом, означает невозможность высказаться. Афазия — сложный вид расстройства речи как психической функции. При этом страдает не только артикуляция, но и понимание обращенной речи, и осмысление высказываний, и вербально-логическое мышление. В отечественной классификации выделяют 7 различных форм: от нарушения понимания речи, когда «родная русская речь воспринимается как иностранная», до невозможности спланировать простое предложение при сохранности повторения слов. Подобные речевые расстройства могут быть как у детей, так и у взрослых.
Почему возникает афазия?
Афазия — следствие поражения структур речевых центров, расположенных в головном мозге. Поражаются они при:
черепно-мозговых травмах, в том числе родовых;
воспалительных заболеваниях, к примеру, энцефалите, менингите;
сосудистых патологиях — ишемическом и геморрагическом инсультах;
опухолях головного мозга;
«возрастных» заболеваниях — болезни Альцгеймера;
нейродегенеративных расстройствах;
неудачной операции на головном мозге.
Тяжесть проявлений зависит от размеров очага поражения и локализации процесса. Достоверно известно, что восстановление быстрее проходит у более молодых лиц, организм которых обладает максимальными компенсаторными возможностями.
Как проявляется афазия?
Характерны следующие нарушения речи:
полное отсутствие речи;
перестановка звуков и слогов;
длительные паузы в речи;
очень слабый голос;
«телеграфный» стиль речи;
забывание названий предметов;
непонимание отдельных услышанных слов или фраз;
невозможность повторить несколько слов за собеседником;
патологическое многословие при полном непонимании речи окружающих;
неспособность к чтению или быстрому чтению, пониманию прочитанного;
нарушение письма — корявость почерка или неспособность воспроизводить элементы букв.
Работа логопеда-афазиолога
В случае афазии с пациентом работает целый коллектив специалистов, так как нужно определить точную локализацию поражения и её объём. Проводится оперативная и консервативная терапия. В процессе восстановления, как можно раньше, к работе подключается логопед, специализирующийся на восстановлении речи — афазиолог. Работа его небыстрая и последовательная. Результаты появляются раньше у детей и подростков. У лиц пожилого возраста — значительно медленнее. Но это не значит, что работать с пожилыми людьми не стоит. Напротив, коммуникативные навыки для них настолько важны, что даже небольшие подвижки оказывают колоссальное положительное воздействие. Поэтому занятия с логопедом нужно проводить усердно, регулярно и длительно, до достижения удовлетворяющего результата.
Логопед помогает восстановить:
1. понимание речи;
2. спонтанную речь;
3. навыки письма и чтения, счёта;
4. синхронизацию всех речевых процессов.
Восстановление речи – процесс, включающий в себя логопедические занятия, медикаментозное лечение и лечебную гимнастику. Роль логопеда-афазиолога в работе с пациентом заключается в проведении первичного нейропсихологического обследования, диагностики нарушений речи и глотания, терапии. В своей работе афазиолог использует специальные методики, речевые упражнения и занятия, направленные на развитие мелкой моторики. Комплексный подход помогает увидеть плоды труда логопеда уже спустя несколько полноценных занятий.
Для каждого пациента специалист разрабатывает индивидуальную программу восстановления, проводит логопедические занятия, а также ручной и зондовый массаж артикуляционной мускулатуры.
В его обязанности входит подготовка речевого аппарата к коррекции произношения и постановка правильного речевого дыхания. Для этого проводятся занятия артикуляционной гимнастикой (артикуляторно-координационный тренинг). Логопед-афазиолог подбирает комплекс упражнений для мышц губ, щек и языка, следит за их выполнением и контролирует эффективность терапии.
Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий. Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом. В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:
Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта — первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
Несмотря на то, что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.
Коррекция нарушений когнитивной сферы возможна за счет:
фармакологического лечения,
коррекционно-восстановительных занятий,
активного возвращения пациента, согласно его возможностям, в бытовую среду и трудовую деятельность.
Эффективность реабилитации зависит от следующих аспектов:
возраст,
тяжесть заболевания,
место поражения коры головного мозга и подкорковых структур,
действенность фармакологического лечения,
ранее начало реабилитационных мероприятий,
активность самого пациента, его целенаправленность, а также активность его ближайшего социального окружения;
соответствие плана коррекционно-восстановительных занятий уточненному диагнозу.
Задачи логопеда-афазиолога/ нейропсихолога в реабилитационном процессе неврологических пациентов следующие:
уточнение диагноза — определение формы и степени нарушения и сохранности психических функций;
формирование плана коррекционно-восстановительных занятий и его согласование с многофункциональной бригадой специалистов;
проведение занятий.
Типы консультаций:
1. Первичная (диагностическая) с выдачей нейропсихологического заключения или без выдачи заключения.
Знакомство с пациентом, ухаживающими родственниками, сбор анамнеза;
Изучение медицинской документации и жизненной ситуации пациента;
Определение способов и методов восстановления речи, коррекции когнитивных функций, двигательной функции руки;
Обследование состояния высших психических функций и речи;
Оценка состояния как нарушений, так и сохранных сторон когнитивной сферы, на которые возможно опереться при составлении плана занятий;
Определение рекомендаций по выбору направления планирования плана занятий коррекционно-восстановительного обучения;
Составление индивидуальной программы реабилитации речи и ВПФ
Длительность — 1,5 часа + день на подготовку заключения.
2. Реабилитационная.
Проведение занятий согласно намеченному плану.
Формирование списка домашних заданий.
Организация занятий предполагает приглашение близких пациента (по возможности).
Длительность определяется контрактом.
Принимайте активное участие в Ежегодной Рождественской ярмарке-2021 и получайте подарки и скидки от 15 до 25%.
https://medana-st.nethouse.ru/posts/yarmarka-2021
#инсульт
#афазия
#логопед_афазиолог_ставрополь
#медицинский_логопед
#афазиолог_Мартынова_Наталья
#заключение_логопеда
#логопед_онлайн
#восстановление_речи
#логопед_для_взрослых
Нет комментариев