Среди множества интересных населённых пунктов хотелось бы выделить отдельно село Троицу Спасского района Рязанской области, обладающее удивительно богатейшей историей. С древних времён, начиная с палеолита, здесь селились люди. Оно и понятно, ведь рядом протекающая крупная река Ока и природный ландшафт очень удачно для этого подходили.
ЗАГАДКА ТРОИЦКОГО ГОРОДИЩА
Обрывы Троицкого склона не случайны: ежегодно то здесь, то там, особенно в период весеннего половодья, в Оку съезжают громадные блоки оползней. Геологи, географы и историки утверждают, что когда-то очень давно на том месте, где сегодня находится берег реки Оки со стороны с. Троица, была возвышенная суша. Якобы на этой возвышенности полторы-две тысячи лет назад мог стоять древнейший город. С одной стороны он был защищён речным обрывом, с другой стороны окружён земляным валом и рвом перед ним. Кроме того, город был окружён деревянными стенами и башнями. О том, насколько древним был местный центр можно судить по такому факту — в двух с половиной километрах от Оки у склона ручья Нетёс сохранилось возвышающееся над днищем рва на 4,5 метра древнее городище с дугообразным валом, которое в своё время являлось неким пригородом (легенда рассказывает о том, что там жили люди-богатыри). Археологи обнаружили здесь два метра культурного слоя, а в нём не только керамику, но и костяные наконечники стрел, глиняные формы для отливки бронзовых изделий, ножи из железа,наконечник копья, медные привески и даже монету боспорского царя Савромата II 275 года чеканки. То есть за тысячу лет до нашествия татаро-монгол на Русь.
Очевидно, что оползни появились отнюдь не сегодня, а рушили Троицкий склон с незапамятных времён. И если город и был, то канул в реку, а его остатки унесла Ока в Волгу, а затем и в Каспийское море. Не случайно у Троицкого склона археологи что-то ищут. В частности, в 2012 году под руководством Трусова археологами найдены остатки древней керамики и кости мамонта. Во все времена люди любили селиться поближе к речному обрыву. И тогда, и сегодня места «с хорошим видом» считались престижными. Именно вблизи края обрыва археологи закладывают раскопы, хорошо себе представляя, где стояли дома древнерусских богатеев, которые могли в момент монгольского нашествия успеть припрятать «всё, что нажито непосильным трудом».
Более того, Троицкие оползни не прекратят и в дальнейшем своего развития. А у основания склонов время от времени будут появляться громадных размеров ледниковые валуны — подобные тем, что у Старой Рязани, и костные останки древних животных. Ведь бывало уже не раз, когда местные жители обнаруживали здесь вымытые из обрыва кости и бивни мамонтов. Находки хранятся теперь в Рязанском кремле.
Что касается сохранившегося городища между Троицей и Острой Лукой, то тут тоже имеются интересные факты.
В 1925 году крестьянин села Троицы-Пеленицы Спасского уезда М.Ф. Полячкин на древнем городище, входившем в его надел, разыскивая клад, нашел медную монету царя Каспора Кимтерийского Савромата IV, правившего в 276 г. Хиджры.
Известный Рязанский археолог В.А. Городцов, приобретая эту монету, заинтересовался древним городищем, относящемся к Дьяковой и Городецкой культурам.
М.Ф. Полячкин согласился на археологические раскопки в его наделе, он показал место у обрыва ручья (разрушенный мыс города), где встречались в земле предметы древней старины: обломки глиняной посуды, обломки костяной стрелы, железные ножи. Там же Полячкин и рыл ямы в поисках клада.
Сельское предание, поведанное Городцову, гласило:
«Много лет тому назад в Троице-Пеленице жил дьячок, которому приснился сон, что если он будет копать городище, то найдет большой клад. Дьячок сначала ему не поверил, но сон приснился ему во второй раз, а потом и в третий. Дьячок подговорил двух копачей - троицких мужиков и ночью отправился с ними копать городище. Дело пошло хорошо: стали попадаться черепки горшков, угли, зола. Копачам уже приходило в голову, что еще один удар лопатой - и клад будет в их руках. Но как раз стукнуло 12 часов ночи, когда начинают игру нечистые силы. И вот вдруг из крутого бока городища вынеслись три коровы и стали прыгать и реветь, явно грозя копачам. Копачи испугались и пустились бежать к селу. Коровы с ревом погнались за ними. На копачей напал такой страх, что двое из них, не добежав до села, умерли, а потом третий - дьячок - хотя добежал к своему дому, но онемел от страха. Дьячок был грамотный. На другой день он написал на бумаге, что и как с ним и товарищами случилось. Клад же так и остался в городище, а в кладе, говорят, много золота».
Вот это золото и взялся разыскивать Полячкин, но безуспешно. Не нашёл никаких сокровищ и Городцов, заложивший на площади городища 12 траншей и на валу 2 шурфа. Однако в ходе археологических раскопок выяснилось, что относится оно к I в. до н.э. - V в. н.э. и является поздним городищем городецкой культуры.
Из кладоискательских же источников известно, что территория около Троице-Пеленицкого городища по разным берегам ручья Нетёс, вплоть до реки Оки, была очень богата на находки 9-11 вв. и 12-13 вв.
Существует также легенда, что якобы во время татаро-монгольского нашествия спрятали в районе этих мест казну и золотую статую барана, дабы не досталось данное добро басурманам. После чего много здесь русского люда было перебито врагами, и осталось это всё сокровище лежать где-то в земле. Однако, никому ещё найти его не удалось.
ТРОИЦЕ-ПЕЛЕНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Название села Троица-Пеленица (ныне с. Троица) связано с иконой св. Троицы, якобы приплывшей однажды к селу на пелене. Упоминание села Троица-Пеленица мы находим в рязанских писцовых книгах 1629-1630 годов. Из них известно, что почти 400 лет назад в Троице был монастырь с двумя деревянными храмами во имя Живоначальной Троицы и во имя Сергия Чудотворца. В 1651 году монастырь приписали к Звенигородскому монастырю. В 1764 году обитель упразднили, а Троицкая церковь стала приходской. В храме хранилась икона Святой Троицы с подписью «Сему образу молился Дионисий, старец Глушицкий» (монашествующий старец, обитавший в урочище Глушицы (Пролом) — местечке в окрестностях села).
Существует легенда о том, что в давние времена жил в этих местах крестьянин Дионис, который обманывал людей и воровал, чтобы разбогатеть. Жену свою жестоко бил, отчего она умерла. На крестьянина же напали страх и тоска. Супруга часто мерещилась ему наяву и снилась во сне. А однажды ему приснилось, будто с неба спустилась икона святой Троицы, и голос сказал ему: «Грешна душа твоя, залита кровью, не будет тебе никакого спасения, если не покаешься и не замолишь своих грехов». Проснувшись, мужик решил уйти из мирской жизни и покаяться. Но прошел день, другой, и он забыл свой обет. Да стали случаться с ним несчастья и беды. И вновь приснилась ему икона. Глаза святой Троицы смотрели на него так сурово, что, проснувшись, ушел он из своего дома. Очнулся грешник около реки Оки, сел на берегу и вдруг видит – плывет к нему против течения та самая икона, что дважды снилась ему. Взял грешник ее в руки – и снова чудо: на ней ни капельки воды! Вернулся он с этим образом домой и долго перед ним молился, а потом совсем ушел из дома, взяв с собой лишь икону Пресвятой Троицы. Выбрал себе пещеру в месте, именуемом Глушицы, и стал в ней жить, замаливая грехи. Вскоре, услышав о его богоугодной жизни, к нему стали отовсюду стекаться люди, желавшие посвятить свою жизнь Богу. С тех пор монашествующий старец в народе стал называться Дионисием Глушицким. Через некоторое время на берегу реки Оки образовался Троице-Пеленицкий мужской монастырь. Икона святой Троицы находилась в алтаре Троицкой церкви и выставлялась в фольговом окладе с надписью «Сему образу молился Дионисий, старец Глушицкий».
Образование Троицкой церкви относится к 1764 году после упразднении здесь Троице-Пеленицкого монастыря, когда церковь была обращена в приходскую. В ней был придел во имя преподобного Сергия Радонежского, упоминаемый в описи монастыря ещё в XVII веке, но упраздненный неизвестно когда. В 1837 г. была перестроена колокольня, а в 1826 и 1883 г. возобновлен иконостас. В 1888 году церковь была обнесена каменной оградой.
Каменная церковь в селе Троица-Пеленица была построена в 1903 году, вместо сгоревшей деревянной, на средства прихожан и разных благотворителей. Колокольни не было, а только деревянная звонница, покрытая железом. К 1914 году настоящая церковь была отделана внутри, в 1918 году — достроена и освещена колокольня храма. Здание церкви было закрыто в 1940 году и использовалось под клуб. В 1947 году Троицкая церковь возвращена епархии. В 1957 году было восстановлено полуразрушенное здание церкви. За один год была перекрыта кровля, побелены стены, во внешних нишах появились новые иконы. Храм приобрел благолепный вид.
В настоящее время трудами настоятеля храма протоиерея Михаила Aблязова, прихожан, жертвователей продолжаются работы по его благоустройству и украшению. Перекрыта кровля, вставлены новые окна, проведены ремонтные работы на колокольне. Вновь, после долгого перерыва, над селом зазвучал чудесный колокольный звон. Во внешних нишах установлены новые иконы, храм имеет благолепный вид снаружи и внутри. В церковные праздники и воскресные дни совершаются богослужения.
СЕЛО БЕЗ ПОМЕЩИКОВ
Что касается первого упоминания села Троицы в исторических документах, то данный населённый пункт был зафиксирован в сотной грамоте в 1567 году на земельные владения рязанского и муромского владыки: «Да под Гавердовым и под Полным владычних четыре озера: Поленская да Сажа владычня на реке на Оке под селом под Полным, да озера Глушица пониже Троицы, Перенижское против Вострые луки». В «Списках населённых мест» за 1862 год указывается полное название села Троица-Пеленица. Современное название село носит с 1929 года.
С учреждением в 1778 году в Рязанской губернии Спасского уезда, с. Троица стала центром Троице-Пеленицкой волости. Из всех 12 деревень и сёл волости только в Троице-Пеленице никогда не было помещиков.
В 1780 году тут появилась земская школа. В конце XIX века в селе были две кузницы, ветряная мельница, синильня, кирпичный заводик, постоялый двор, винная, трактир, чайная и две купеческие мелочные лавки (одна из которых принадлежала моему предку - купцу Петру Кузину). По данным на 1905 год, в Троице-Пеленице было 349 дворов, 2507 жителей и каменная церковь.
Имеется информация об обнаруженных Троицких кладах. В 1831 году в селе местным жителем была найдена кубышка с великокняжескими серебряными деньгами (куньи мордочки). Находка исследована археографом Российской Академии Строевым. А немного погодя, в 1838 голу, в Троице опять был найден клад, на этот раз с серебряными копейками ранних царствований. Исследован Императорской Архивной Комиссией.
Есть ещё один интересный факт, заслуживающий внимания. Во время Первой Мировой войны многие австрийские и турецкие военнопленные оказались на Рязанщине. В 1914 году, после успешного наступления русских войск в Галиции на Австро-Венгерские позиции, в город Спасск Рязанской губернии по просьбе земства направляются и размещаются там австрийские военнопленные, а затем и турки. Именно этими руками военнопленных была построена асфальтированная шоссейная дорога Спасск-Троица.
Ну, а дальше грянула революция и наступило советское время...
Автор статьи: Денис Шибаев
Комментарии 2