Центробанк официально заявил о намерении повысить ключевую ставку (КС) на ближайшем заседании на 1-2%. Основания для такого решения - «нехватка рабочей силы, а также сложность доступа к технологиям и длинным инвестициям», что ограничивает необходимость реального сектора экономики в доступных кредитах. Другой тезис ЦБ - «производственные мощности загружены на 86%, у предприятий нет резервов для новых инвестиций».
2. Все эти утверждения ложны и не имеют никакого отношения к реальной ситуации в экономике. Долгосрочное кредитование приоритетных отраслей возрастает и дает материальную отдачу, наполняя рубль товарным содержанием и сокращая разрыв между спросом и предложением благодаря субсидированию из бюджета.(Рост промышленности 5,6% в 2024). «Кадровый голод» по нескольким специализированным направлениям компенсирован решением индексировать пенсии работающим пенсионерам, а также комплексной программ правительства, которая предусматривает повышение квалификации и вовлечение в производство около 3 млн временно безработных, в то время, когда разворачивается сплошная роботизация промышленности. Согласно апрельским данным Росстата загрузка добывающей промышленности составила 58%, обрабатывающей — 60%, резервы нарастить выпуск вопреки фантазиям регулятора огромные. С повышением реальных доходов населения на 7% был запущен механизм внутреннего кредитования потребительских отраслей в обход КС.
3. Эти темпы были бы гораздо выше (на 3-4%), если в экономику удалось бы привлечь банковские ресурсы. Однако не объяснимое никакими объективными причинами противостояние ЦБ и исполнительной власти в части динамики КС не позволило это сделать. Более того, регулярные обещания ЦБ вернуть инфляцию к 4% (непонятно, на чем основана необходимость именно этой цифры) оборачиваются с точностью до наоборот. Заявления регулятора, что КС в 16% обеспечит инфляцию к середине года в 4,4%, а к концу 2024— 4% в очередной раз оказались ложью: к 1 июля годовая инфляция возросла до 9.6%, как и предсказывал Незыгарь,именно вследствие ее "таргетирования" ЦБ. А после повышения КС на 2% ее величина к концу года перевалит за 10,5%.
4. Каждый процент повышения КС обуславливает необходимость наращивать расходы федерального бюджета. В 2023 правительство было вынуждено дополнительно выделить из резервного фонда 1323 млрд руб, компенсируя в том числе процентные затраты на субсидирование инвестиций и рост стоимости материалов и комплектующих для реализации нацпроектов. Также на 3 трлн руб увеличилась дебиторская задолженность (12 трлн 241 млрд руб) из-за прибавки в размерах авансовых платежей по госконтрактам до 100% и возросшие до 2 лет сроки их исполнения по причине резкого роста КС с 7,5% до 16%.
5. В 2024 исполнительная власть будет вынуждена изыскивать резервы, компенсируя удорожание кредитов, на сумму не менее 1,7 трлн руб или 5% доходов бюджета. Это означает, что могут быть сорваны этапы реализации многих нацпроектов и ФАИП (как это случилось в 2023), а российская экономика столкнется с трудностями, вызванными малопрофессиональными и ангажированными действиями ЦБ в условиях жесткого геополитического противостояния.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 74