Шарх 10 хадиса из 40 хадисов Ан-Навави.
Комментарии от шейха Аль Фаузана.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 Всевышний Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого.
2 Всевышний Аллах - Благой.
3 Из дел, слов и целей Аллах принимает только благое и не принимает дурное.
4 Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам.
5 Благая еда помогает в совершении праведных деяний.
6 Поедание запретного удерживает от праведных деяний.
7 Перед Всевышним не будет иметь успех внешнее благо, вместе со скверным внутренним.
8 Аллаху известно о том, что вы совершаете.
9 О приближении к Аллаху путём оставления дозволенного и благого.
10 Кто питается благим и это делает его тело энергичным.
11 Так делают животные.
12.1 Поедание запретного препятствует принятию мольбы (ду`а).
12.2 Поднятие рук в мольбе (ду`а) – из причин ответа на мольбу.
12.3 Тавассуль посредством имен Аллаха – из причин ответа на мольбу.
12.4 Мольба путника получает ответ.
12.5 Такой далек от получения ответа на свою мольбу (ду`а).
12.6 Взывающий к Аллаху, должен совершать причины для ответа и сторониться препятствий принятию мольбы.
13.1 Краткие выводы из хадиса: «Всевышний Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого»
13.2 Что такое аскетизм?
13.3 Запретное портит тело как в переносном смысле, так и в прямом.
(1 Всевышний Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого.)
[Зачитывают текст хадиса, чтобы шейх Аль Фаузан прокомментировал его]:
С Именем Аллаха, Милостивого, Являющего милость. Хвала Аллаху, Господу миров. Да благословит его Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада.
Автор, да помилует его Всевышний Аллах, говорит:
«10 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди! Поистине, Всевышний Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого.
И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам.
Так, Всевышний сказал: “О посланники! Вкушайте из благого и совершайте праведные дела” (аль-Муъминун, 23:51).
Всевышний также сказал: “О те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделили вас …” (аль-Бакъара, 2:172).
Затем он упомянул о покрытом пылью человеке со всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу (повторяя): “О Господь, о Господь!” – однако пища его запретна/харам/, и питье его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?!»
[Этот хадис передал Муслим 1015]
(2 Всевышний Аллах - Благой.)
(Говорит шейх Салих Аль-Фаузан):
С Именем Аллаха, Милостивого, Являющего милость. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
В данном хадисе говорится, что Всевышний Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. Аллах описывается тем, что Он – Благой. Благой в том смысле, что Он Чистый – Чистый от недостатков и пороков. Он Благой в Своей Сущности, в Своих именах и качествах, в Своих приказах и запретах – Он Благой во всех смыслах, субханаху уа Та`ля.
(3 Из дел, слов и целей Аллах принимает только благое и не принимает дурное.)
К Нему (Аллаху) не проникает никакой изъян. Поэтому из дел, слов и целей Он принимает только благое и не принимает дурное.
Как сказал Всевышний:
إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ
«К Нему восходит прекрасное слово…» [Коран, 35:10]
Он принимает только благие слова, благие деяния, милостыню из благого заработка, а скверное Он не принимает, будь это скверное, то есть дурное, как сказал Всевышний:
وَلَا تَيَمَّمُوا الْخَبِيثَ مِنْهُ تُنفِقُونَ
«и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное» [Коран, 2:267].
Или будь это скверное в своей сущности, как мертвечина, вино, свинина, ростовщичество, взятка, азартные игры и другое.
И так, скверное бывает скверным либо в своей сущности, либо в своей прибыли и в способе его достижения. Аллах это не принимает. Сколько бы человек ни раздал скверного заработка в качестве милостыни, Аллах этого не примет.
Таким же образом, он принимает только благое деяние. В том смысле, что деяние должно быть искренним ради Лика Всевышнего Аллаха – в нём не должно быть ни многобожия, ни показухи, оно также должно строиться на Сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – в нём не должно быть ни нововведения, ни суеверия, а только соответствие Сунне.
Это и есть благое дело, которое принимает Всевышний Аллах.
Так же и благое слово: поминание Аллаха, прославление Его, слова «ля иляха илля-Ллах», возвеличивание Аллаха.
Благое из повеления одобряемого и запрета порицаемого, призыва к Аллаху, доброго совета – всё это относится к благому слову, которое Всевышний Аллах принимает и поднимает.
Сказал Всевышний:
إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ
«К Нему восходит прекрасное слово…» [Коран, 35:10]
А что касается дурного слова, то Аллах его отвергает и гневается на него: ложь, хула, клевета, ругань, лживое свидетельство и все скверные речи. А также многобожие и неверие – всё это скверные слова, которые не поднимаются к Всевышнему Аллаху и не принимаются.
Он не принимает ничего, кроме благого изо всякой вещи. Туда не относится всё скверное, ибо Всевышний Аллах отвергает это и не принимает.
(4 Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам.)
Затем он (Пророк ﷺ) сказал: «И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам.».
Это указывает на то, что посланникам и верующим были даны приказы и запреты. Они не говорят ничего от себя, или то, что находит прекрасным их разум, они делают лишь то, что было им велено.
Ангелы, посланники и верующие делают то, что им велено и оставляют то, что было им запрещено.
(Сказал Всевышний):
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам.» [Коран, 59:7]
Таким образом, им были даны приказы и запреты от Всевышнего Аллаха, поскольку все они являются его рабами. Они не опережают Его словом, не опережают Аллаха и Его посланника словом или делом, они только следуют приказам: они совершают только то, что он повелел и оставляют только то, что он запретил, так как они Его рабы.
Посланники являются рабами, и ангелы – рабы, хоть и занимают высокое положение и имеют великую степень. Они – рабы, которые следуют приказам Всевышнего Аллаха, субханаху уа та`аля
(5 Благая еда помогает в совершении праведных деяний.)
«Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам.».
Затем он упомянул пример и довод на это. Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам, сказав:
يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحًا
«О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно.» [Коран, 23:51].
«Вкушайте блага» - то есть из дозволенного. Блага – это дозволенное, а скверное – это запрещенное. Аллах повелел кушать из благого, то есть из разрешенного, и запретил кушать из запретного и скверного.
Затем Он упомянул то, что вытекает из поедания благого:
وَاعْمَلُوا صَالِحًا
«поступайте праведно».
То есть благая еда помогает в совершении праведных деяний и делает праведные дела принятыми.
(6 Поедание запретного удерживает от праведных деяний.)
А поедание запретного мешает и удерживает от праведных деяний, оставляет человека без помощи.
Поэтому ты замечаешь, что те, кто поедают запретное и зарабатывают запретное, являются одними из самых далеких людей от послушания и поклонения и самыми ленивыми по отношению к молитве, потому что поедание запретного стеснило их сердца и отяготила их животы, что заставляет их лениться в поклонении.
Это в отличии от тех, кто кушает дозволенное и держится за дозволенное, ибо это оказывает им поддержку в поклонении Аллаху, смягчает сердце и приводит его в порядок.
(7 Перед Всевышним не будет иметь успех внешнее благо, вместе со скверным внутренним.)
(Слова Всевышнего):
كُلُوا مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحًا إِنِّي بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ
«Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете.» [Коран, 23:51]
Это предостережение для человека от того, чтобы портить свои деяния, или внешне показывать деяния и искренность, в то время как его внутреннее (намерение) противоречит этому. Ибо Аллах – Знающий.
Он не обманывается фальшью и ложью. И как бы сильно человек ни проявлял праведность и богобоязненность, в то время как его внутреннее противоречит этому, то всё равно Аллаху известно об этом.
Перед Ним не будет иметь успех внешнее вместе со скверным внутренним. Это касается только людей, которые не могут знать скрытого - они основываются на внешнем.
Однако Аллаху ведома всякая вещь.
(8 Аллаху известно о том, что вы совершаете.)
Однако Аллаху ведома всякая вещь.
(Слова Всевышнего):
إِنِّي بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ
«Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете.» [Коран, 23:51]
Эти слова содержат в себе две вещи:
1 Человек не должен бояться, что его деяния будут потеряны, или Аллах забудет о них, или оставит благие и скверные деяния, ибо Аллах знает о них, считывает их, записывает тому, кто их совершает, будь это благие или скверные деяния. Это первое.
2 Аллах не обманывается внешним ложным, украшениями и подлогами. Он знает всё в действительности.
(9 О приближении к Аллаху путём оставления дозволенного и благого.)
Относительно верующих Всевышний сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас.» [Коран, 2:172]
Всевышний Аллах приказывает кушать блага, они же дозволенные блага – благие в своей сущности, благие в заработке и в добыче.
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас.». Это приказ дозволения.
«Ешьте» — это приказ дозволения. То есть, Аллах дозволил нам благое. Сделал дозволенным благое и запретил скверное.
«Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас.». - В нём также содержится и запрет на поедание скверного.
В этом также содержится опровержение тем, которые делают запретными блага, что по их заявлениям является поклонением, как это делают Суфии и «аскеты», которые оставляют благое и думают, что за это полагается награда.
Это затруднение, ведь Аллах повелел кушать дозволенные блага и наслаждения. Те блага, которые не являются скверными, включают в себя и дозволенные наслаждения такие как мясо, фрукты и другие виды наслаждений, как женщины и дозволенные наслаждения. Человек может брать всё это и не лишать себя, однако это не должно доходить до расточительства.
Поэтому тот, кто пытается приблизиться к Аллаху путём оставления дозволенного и благого, проявляет чрезмерную строгость.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) кушал из того, что Аллах облегчил ему. Он кушал мясо, фрукты, он кушал то, что было ему облегчено. Он брал женщин в жёны, умащался благовониями – он использовал блага (да благословит его Аллах и приветствует).
(10 Кто питается благим и это делает его тело энергичным.)
(Слова Всевышнего):
وَاعْمَلُوا صَالِحًا
«поступайте праведно».
Подобно тому, как Он (Аллах) сказал это посланникам. Он повелел им две вещи: вкушать благое и совершать праведные деяния. Потому что поедание благого помогает в праведных делах, ведь он питается благим и это делает его тело энергичным. Таким образом, поедание благого помогает в послушании Всевышнему Аллаху.
(11 Так делают животные.)
Смысл не в том, чтобы человек давал себе всё, что желает и ленился в поклонении. Так делают животные. А человек кушает и благодарит Всевышнего Аллаха.
Поэтому слова «поступайте праведно» относятся к благодарности за милости Аллаха.
(Слова Всевышнего):
كُلُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَاشْكُرُوا لِلَّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ
«Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему.» [Коран, 2:172]
(12.1 Поедание запретного препятствует принятию мольбы (ду`а).)
Затем пророк (да благословит его Аллах и приветствует) привёл в пример того, кто поедает запретное и молит Всевышнего Аллаха в изношенном положении, в положении, когда требуется ответ на его мольбу, у него есть причины, по которым его мольба должна быть принята, но есть и то, что препятствует ответу на мольбу.
(12.2 Поднятие рук в мольбе (ду`а) – из причин ответа на мольбу.)
Причины: он поднимает руки. Поднятие рук в мольбе относится к причинам ответа на мольбу. «он воздевает свои руки к небу».
Почему он воздевает руки к небу? Это указание на Возвышенность Всевышнего Аллаха, потому что Аллах на небе. В этом так же указание на узаконенность поднятия рук во время мольбы.
Поднятие рук во время мольбы является основой, кроме случаев, когда довод указывает на то, что в таком-то месте руки не поднимаются.
В таком случае они не поднимаются.
«…он воздевает свои руки к небу».
(12.3 Тавассуль посредством имен Аллаха – из причин ответа на мольбу.)
Вторая причина ответа на мольбу – он повторяет: «О Господь, о Господь!».
Он добивается Его расположения (тавассуль) посредством Господства, и это относится к узаконенном видам тавассуля. Такие как тавассуль посредством Его Имён и Качеств, Господства – всё это причины для ответа.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали:
«И тот, кто поразмыслит над дуа, упомянутыми в Коране – увидит, что большинство их начинается с имени "О Господь!" (ар-Робб).
Как слова Аллаха: "Господь наш! Дай нам в этом мире благое, и в будущем мире благое, и защити нас от мучений Огня!"
И слова Аллаха: "О Господь наш! Не взыщи с нас, за то, что мы позабыли или ошиблись! Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу"
И слова Аллаха: "Господь наш! Не отклоняй наши сердца после того, как ты наставил нас!"
И подобного в Коране много.
И спросили Малика и Суфьяна ас-Саури о том, кто начинает свое дуа: "О мой Господин!", и они сказали: "Пусть говорит: "О мой Господь!", и добавил Малик: "Так, как говорили Пророки в своих дуа".»
Источник: "Джамиу аль улюм уаль хикам", шарх 10-ого хадиса.
[Конец примечания]
(12.4 Мольба путника получает ответ.)
Третья причина – «он покрытый пылью человек со всклокоченными волосами».
Он потрёпан, у него нет высокомерия.
А высокомерие препятствует принятию мольбы. Есть повод для ответа на его мольбу, он смирен, долго находится в пути. А мольба путника получает ответ, так как он нуждается в этом.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Дуа трех человек не отвергается: дуа родителя, дуа постящегося и дуа путника».
(Аль-Байхакы 3/345. Достоверность подтвердил шейх Аль-Альбани в «Ас-Сахиха» 1797.)
[Конец примечания]
***
(12.5 Такой далек от получения ответа на свою мольбу (ду`а).)
Таким образом, у него есть причины принятия мольба, однако есть препятствия, которые сводят на нет все причины, и они не дают результата.
(Цитата из обсуждаемого хадиса): «…пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?!»; То есть ответа ему не будет.
Он далеко от того, чтобы ему был дан ответ, поскольку имеются эти препятствия. Поэтому мольба принимается только когда есть причины для ответа и нет препятствий.
«так как же может быть дан ему ответ?!» — это, довод на предостережение от запретного.
Это так же понимается из слов Всевышнего: «Вкушайте дозволенные блага». Из этого понятно, что запретное нельзя есть и скверное нельзя есть.
Аллах разрешил им есть дозволенные блага и запретил скверное.
«…пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным» - это препятствия для принятия мольбы, да упасёт Аллах.
(12.6 Взывающий к Аллаху, должен совершать причины для ответа и сторониться препятствий принятию мольбы.)
Поэтому тот, кто взывает к Аллаху, должен совершать причины для ответа и сторониться препятствий принятия мольбы.
Суть не в том, чтобы возносить мольбу, и только. Вместе с мольбой необходимо совершать причины для ответа и сторониться причин лишения. В этом суть.
(13.1 Краткие выводы из хадиса: «Всевышний Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого»)
Так, этот хадис указывает на великие пользы.
Первое – это то, что всем рабам даны повеления: пророки, ангелы, посланники, верующие – всем творениям даны приказы и запреты. Никто не вносит от себя что-либо – ни в коем случае, и Аллах не примет этого.
(13.2 Что такое аскетизм?)
Вторая польза – в хадисе содержится указания на дозволенность благого, а это свободные (дозволенные) вещи, а также наслаждения. Всевышний Аллах дозволил это для своих рабов.
Никто не может прийти и сказать: «Оставление дозволенного и лишение себя относится к поклонению.». Это не поклонение Всевышнему Аллаху.
Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) кушал из дозволенных благ, наслаждений, фрукты, мясо, он также брал женщин в жёны, он спал и брал всё, что дозволил ему Аллах и оставлял всё, что Он ему запретил.
Он – пример для подражания, да благословит его Аллах и приветствует.
Таким образом, здесь содержится опровержение тем, кто заявляет, что аскетизм – это оставление дозволенных благ.
Нет. Аскетизм – это оставление запретного, оставление лишних вещей, в которых человек не нуждается. Оставление того, что превышает меру – это есть аскетизм. А оставление того, в чем нуждается человек, не относится к аскетизму.
Аскетизм – это не лишение своей души того, что Аллах ей дозволил. Это не из аскетизма.
***
И так, в хадисе говорится, что мольба (принимается) только когда имеются причины для ответа и отсутствуют препятствия для ответа.
***
(13.3 Запретное портит тело как в переносном смысле, так и в прямом.)
В нём (в хадисе) также сказано, что запретное портит тело, поскольку он питается скверным. Оно портит тело как в переносном смысле, так и в прямом. Ведь в этих запретных вещах есть вред для организма, в них есть болезни. Аллах запретил их только потому, что в них есть вред.
Взгляни, например, на мертвечину. Аллах запретил её из-за вреда и болезней в ней. Ученые (врачи) выявили в них много болезней и микробов.
И вино – сколько вреда в нём? Сколько вреда в наркотиках, табаке, кате (вид наркотиков) – всё это вред. Вред как для тела, так и для религии.
Нет для рабов в них абсолютно никакой пользы.
Конечно, если это не касается вынужденной ситуации. Если он опасается смерти, он может скушать что-то из мертвечины столько, сколько понадобится для продолжения жизни. В таких ситуациях бывают исключения, это дозволяется по мере необходимости. В такой ситуации они не вредят.
Если он скушает мертвечину в такой ситуации, он не навредит себе. А когда он скушает это не в вынужденном положении, тогда он вредит себе как в переносном смысле, так и в прямом.
Из этого всего мы делаем вывод, что это великий хадис. Это методология, которым человек руководствуется в жизни.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев