По крайней мере, для меня это всегда так…
Вот и сейчас я продолжаю знакомиться с многообразием традиционной вышивки и делюсь этим с вами, друзья мои!
Сегодня хочу поговорить о традиционной вышивке земли Смоленской…
Смоленщина является родиной древнейших русских орнаментов.
С древнейших времен на Смоленской земле украшали разнообразной вышивкой предметы одежды. После тяжелой работы в поле и по хозяйству крестьянка находила время и на вышивку. Полосы мелкого орнамента с вы-делением красного цвета, расположенные на рукавах, были подобраны с изяществом и совершенством. Вышивка на подоле крестьянской рубахи являлась своеобразным символом. На жатву женщина надевала самый красивый наряд. Этот обряд был связан с магией плодородия не только земли, но и женщины. Вышивка, таким образом, наделялась глубоким смыслом. Через нее женщина «обменивалась» с землей силой плодородия.
Столь же красиво вышиты и подолы мужских рубах. Вышитая девушкой, она символизировала надежду на счастливую семейную жизнь.
Красиво украшались крестьянками и фартуки. Верхняя их часть — это полотнище, затканное горизонтальными полосами красных ниток, причем к нижней части эти полосы становятся более широкими и плотными. Такое от-ношение к каждому фрагменту говорило о большом вкусе смоленских мастериц-вышивальщиц и стремлении как можно красивее оформить самый про-стой предмет. Несомненно, художественный облик каждой вещи индивидуален, и в то же время опирается на веками сложившиеся традиции.
Орнамент Смоленского края, воспроизводимый в тканье и вышивках и служащий главным образом, для украшения рубах, насовок, платков, накидок, чепцов, ширинок, полотенец, будь он выткан, вышит, нашит или пришит, носит характерное название «украсы».
Древнейший смоленский орнамент геометричен, а ведущей его фигурой является ромб. Известный исследователь Б.А. Рыбаков, подтверждая этот факт, говорил, что самая ранняя вещь с ромбом была обнаружена в Кривич-ском кургане VI—VII вв. недалеко от города Ярцева Смоленской области. Часто смоленские «украсы» имели форму креста, пяти- и восьмиконечной звезды, круга и различных промежуточных фигур и их вариаций. Со временем в смоленском орнаменте появились цветы, а затем фигуры животных и человека. Однако внешняя геометричность смоленских «украс» сохранилась и до наших дней. Даже гирлянды цветов, вереницы животных и людей оформляются полосами или дорожками из мелких геометрических фигур — ромбиков, крестиков, точек, звездочек.
Веками создавались русские узоры, бесчисленные поколения воспитывались на них. Сложилась традиция, своего рода непреложный обычай. К сожалению, не всегда можно определенно сказать, что обозначает тот или иной орнамент, какой смысл он имел в древние времена. В начале 20 века символика древнейшего архаичного геометрического орнамента была забыта. Смоленские крестьянки, повторяя, пришедшие из глубины веков орнаменты не всегда могли объяснить, что же они символизировали.
Но неизменными характерными особенностями местных украс являются:
1. Абсолютная «двуличность», т.е. не только известная чистота изнанки, но совершенная её тождественность с лицом, - требование, которое перешло даже к позднейшей вышивке крестиком и характеризуется наименованием «на оби бока».
2. Всякий узор составляется из отдельных самостоятельных «фигур», повторяемость, комбинация и симметрическое расположение коих и создает самый орнамент.
3. Совершенная инкрустированность узора, причем «земля», (т.е. фон) является осмысленно заполненной и дает такие же самостоятельные фигуры как и самый узор.
Все эти характерные особенности его утрачиваются, как только он попа-дает к иноплеменникам: узор тот же, но непременно появляются какие либо изменения и добавления, вследствие коих «земля» не может уже дать самостоятельных фигур и обращается в бесформенный фон.
В смоленской народной вышивке обычно употребляли белый холст, частично затканный красными полосами. В вышивке ведущим цветом был также красный, ему подчинялись желтый и синий. Вся вышивка строилась на контрасте цветов. Других сочетаний почти не встречалось. Различие узоров достигалось более или менее активным тоном и вариациями геометрического орнамента. Здесь почти нет четких графических очертаний узора, он составляет мозаику, как бы перетекая из одного цвета в другой, при этом сохраняя ритм повторяющегося узора.
Распространенной была «строчка». Этот способ вышивания по виду напоминает вязание: продергивая нити вдоль и поперек, а края, образовав-шихся таким путем отверстий, квадратных или круглых, тесно обвивались цветными нитями в разных комбинациях. Так получались полосы жгутовидного плетения, нечто вроде грубого кружева. Рисунок этих сквозных полос и их окраска, в зависимости от цвета вышивальных ниток, и давали узор, одинаковый на обеих сторонах холстяной или шерстяной основы.
Вышивальщицы умели создавать многочисленные варианты орнамента. Вот как писал о «строчке» С.К. Маковский: «Простейший рисунок, из которого и получились остальные типичные элементы узоров, представляет собой две пары параллельных полосок накрест и называется «простой еленец», вероятно, от сходства с перекрещенными ветками ели. Части этой фигуры в различных сочетаниях дают «поленца», «рогатый еленец», «пальцы» (или «локти»), «гребенку».
Очень распространен узор, имеющий общие очертания крепостной сте-ны, называемый «Москва»; квадрат более или менее сложной архитектуры — «месяц», группы кружков — «маковки» (или «котелки»)».
Существовала и другая техника — «настебка» или «навыколка», при ко-торой ткань не разреживалась выдергиванием нитей, а вышивка наносилась поверху, и ею имитировался тот же узор, который был близок «строчке». Для такой вышивки применялась тонкая нить, и вышивка получалась сходной с паутинкой. Вышивались цепочки зубцов и «баранчики».
Третий способ – это «настил» или «набор». Цветные нитки по счету накладывались на поверхность холста. Выполнялся узор на льне в виде зубцов-выступов в сочетании нескольких цветов.
Самым известным исследованием по смоленскому орнаменту является статья Екатерины Николаевны Клетновой «Символика народных украс Смоленского края».
«Несмотря на то, что Смоленская губерния искони являлась губернией лесной, украшениями из дерева она совершенно не может похвастаться... В нашей местности все орнаментальное народное творчество выразилось именно в шитых и тканых «украсах», которые таким образом являются хотя и единственным, но зато, весьма обильным и характерным материалом, изучение какового представляет огромный интерес…"
Вышивка Смоленской земли, как и другие художественные промыслы, дают возможность индивидуализации быта через своеобразие декора одежды и предметов убранства интерьера. Народное искусство отражает животворящее начало природы, которое прекрасно чувствовали и воспроизводили в своих изделиях мастерицы-вышивальщицы.
/ Здрава Ольга Торсунова
@velesynya Славянская мастерская "Велесыня" /
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев