СЕВ, №11, 1899 г.
18-19 век
Лица белого духовенства:
53) Священник села Спаса на Днепре нынешнего Сычевского уезда Роман Исидоров в 1703 г. построил в означенном селе вблизи реки Днепра, деревянную церковь во имя Преображения Господня.
54) Священник с. Верховья Бельского уезда Петр Богданович в 1710 г. построил деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
55) Протопоп г. Смоленска Успенской церкви Игнатий Иванов при участии священника с. Башкович Духовщинского уезда Иакова Васильева и местного помещика полковника Георгия Федоровича Лесли в 1720 г. построили в означенном селе над рекою Хмостью деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
56) Священник г. Смоленска Спасской церкви Федор Шупинский в 1733 г., когда вся губерния по случаю неурожая страдала от голода, и тысячи несчастных стекались в город в надежде найти здесь помощь, показал пример редкого человеколюбия и нестяжательности: он κупил в Малороссии на 2000 р. ржаной муки и на 4000 р. круп, сам приготовлял для бедных пищу и кормил их два раза в день. Ему же, Шупинскому, приписывается и самое построение каменной двухэтажноий Спасской церкви при помощи коллежского асессора Стефана Корсака.
57) Священник Михаил Григорьев совместно с прихожанами и вкладчиками в 1736 г. построил деревянную двухпрестольную церковь во имя св. влмуч. Параскевы и свят. Николая чудотворца в с. Волсте Юхновского уезда при устье рек Озерка и Волсты.
58) Священник Андрей Срединский в 1764 г. тщанием своим построил трехпрестольный храм в с. Благовещенье Дорогобужского уезда; главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и два придела: во имя свят. Николая чудотворца и свят. Дмитрия Ростовского.
59) Священник с. Свадиц Духовщинского уезда Иоанн Мошевич при помощи сбора доброхотных пожертвований в 1769 г. устроил в означенном селе деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
60) Священник Семен Евдокимов старанием своим при содействии прихожан устроил в 1770 г. деревянную церковь в с. Дедове Духовщинского уезда во имя Успения Пресвятой Богородицы.
61) Священник с. Босина Духовщинского уезда при участии прихожан в 1770 г. устроил деревянную церковь близ реки Жереснеи во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
62) Протопоп г. Дорогобужа Tрофим Голенкин, вместо старинной деревянной соборной церкви, истребленной в 1764 г. пожаром, на доброхотные пожертвования прихожан построил новую каменную церковь во имя Богоявления Господня, которая была освящена в 1773 г. С 1787 г. церковь эта по построению нового Екатерининского собора обращена была в приходскую.
63) Священник гор. Вязьмы Иоанн Tредиаковский в 1770 г. был ктиторим кладбищенской каменной церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери, каковая церковь ныне приписана к Николаевской градской церкви.
64) Священник Смоленского кафедрального собора и соборный проповедник Адриан Васильевич Мурзакевич. Он оставил после себя рукописный сборник проповедей в двух частяхь. Время жизни Мурзакевича, а равно и другие биографические сведения о нем в точности неизвестны. Та и другая часть его проповедей (они дошли до нас в двух отдельных книгах) надписывается таким образом: „Сочинения соборного проповедника священника Адриана Васильева Мурзакевича. Проповедано с 1765 г. по 1776 г.“. Судя по хронологической дате надписания, с достоверностью можно сказать только то, что знаменитый проповедник нашей родины жил во второй половине прошлого столетия, в царствование Императрицы Екатерины II, которую он часто упоминает в своих словах на высокоторжественные дни. Всех проповедей в двух частях 86; из них 48 - в первой части и 38 – во второй. Все они имеют надписание — „Слово",— и действительно, по своему содержанию, внешней форме и строгой логичности, последовательности и стройности, могут быть отнесены к этому роду церковного красноречия. У Мурзакевича, по отзыву бывшего преподавателя гомилетики Ф. Каверзнева, можно найти проповеди почти на все недели круга годичного, а равно и на разные праздники и высокоторжественные дни. В основу почти каждого слова проповедник непременно полагает какой-либо текст Св. Писания; при самом развитии главной темы он постоянно подтверждает свои положения текстами Писания, иногда перефразирует их своими словами, а по местам весьма искусно пересыпает собственную речь текстами Писания. Вообще же, говорит г. К., все слова проповедника весьма назидательны и изобличают в нем великого церковного оратора и знаменитого проповедника своего времени. С внешней стороны его проповеди отличаются некоторым риторизмом и часто схоластическими приемами построения; но это было совершенно в духе того времени и составляло известного рода достоинство проповеди.
65) Священник Петр Вершинский в бытность свою на месте в с. Ядревичах Духовщинского уезда в 1781 г. построил в нем тщанием своим деревянный храм во имя святителя Николая чудотворца.
66) Священник Брянцев в 1789 г. тщанием своим построил каменную в г. Смоленске церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
67) Священник Иоанн Глухарев старанием своим построил в 1796 г. деревянную церковь в с. Ректах Дорогобужского уезда в честь иконы Одигитрии Божией Матери с приделом св. влмуч. Никиты.
Фотограф, Евгнений Терешков
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев