Открытие, удивившее даже специалистов. Третьяковская галерея обнародовала данные последних исследований Владимирской иконы Божией матери. Шедевр мирового значения, уникальная икона, по преданию написанная апостолом Лукой, хранит немало секретов. Напомним, икона двусторонняя: образ Богоматери с младенцем – на лицевой стороне. Это изображение относят к XII веку. На обороте – Престол и орудия Страстей, написанные примерно на два века позже. Но в результате исследований выяснилось, что под изображением страстей Господних скрыт лик неизвестного святого. Рассказывают «Новости культуры».
В Третьяковской галерее просят не называть эту новость сенсацией. Если уж и употреблять сильное слово, говорят здесь, так это чудо. Владимирская икона Божией Матери из своей более, чем 800-летней истории в храме святителя Николая при Третьяковской галерее провела последние 15 лет. Сотрудник отдела древнерусского искусства Валентина Уханова все эти годы является ее хранителем. Она знает каждый сантиметр этой иконы. Но даже для нее стала полной неожиданностью новость о том, что, одна из самых изученных в мире икон с обратной стороны в древности выглядела совсем не так.
«Мы сначала даже не могли в это поверить, – признается Валентина Уханова. – Когда Дмитрий Николаевич сказал, что, получается, что совсем другое изображение было, я говорю, этого быть не может».
Два года назад при строжайшем соблюдении тайны реставратор Владимир Суховерков исследовал Владимирскую икону при помощи метода послойной рентгенографии. Это позволило заглянуть внутрь, но, главное, чего не удавалось раньше – разложить полученные изображения на переднюю и заднюю стороны иконы. Планировалось, что метод позволит обнаружить следы более ранней живописи с изображением престола и страстей Христовых. Эту сторону Владимирской датируют XV веком. Но рентген показал совсем другое. С обратной стороны обнаружились следы от гвоздей, которыми в древности крепился оклад. Расположение следов точно повторяет контуры …человека.
«Вот такая организация гвоздей в такой круг, мы понимаем, что это, скорее всего, был нимб, – поясняет Дмитрий Суховерков. – Вот этот овал читается как лик. Мы видим изображение человека».
Теперь исследователям предстоит ответить на более трудный вопрос – чей лик скрывает Владимирская икона под слоями краски. Впервые прикоснуться к тайне иконы удалось накануне больших исторических перемен, через год после революции реставраторы под руководством Александра Анисимова с благословения патриарха Тихона приступила к открытию иконы.
«Оклад был снят до начала реставрации, – рассказывает Валентина Уханова. – Был составлен акт, и по этому акту довольно драматического содержания, потому что памятник был, выражаясь современным языком, в аварийном состоянии, и комиссия незамедлительно приступила к укреплению».
Именно после реставрации XVIII года икона приобрела современный вид. До этого она была под многочисленными слоями поновлений, самое последнее из которых было сделано перед коронацией Николая Второго в 1894-м году. Анисимову удалось добраться до самого первого – Византийского слоя – начала XII века. Правда, от того времени сохранились только лики Младенца и Божией Матери. И только сегодня техника позволила увидеть и то, что не сохранилось, но было когда-то изображено на иконе.
«Очень похоже на то, что это изображение омофора, это детали одежды святителей, епископов. И на этом основании, что мы увидели вот такие-то детали, мы сделали предположение вполне обоснованное, что это было изображение святителя», – говорит Дмитрий Суховерков.
Версий, кто бы это мог быть, несколько, но основная – одна: Святитель Николай Чудотворец. Ученые говорят, что это всего лишь предположение. Исследования принесли неожиданный результат, который еще предстоит осмыслить. И затевались они не ради любопытства.
«Ради истины. Ради того, чтобы та великая история этого древнего памятника, чтобы мы лучшее ее узнали. Вот когда мы узнаем историю этого древнего памятника более точно, мы понимаем и себя, и мы понимаем историю нашей страны, нашего народа», – говорит главный хранитель музейных предметов Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
Теперь предстоит ответить на целый ряд вопросов. И, возможно, отчасти переписать историю древнерусского искусства. До сих пор непонятно, кем и когда был написан лик святителя? Почему позднее – кстати, когда именно, тоже вопрос, написали совершенно новый сюжет – страстей? И, наконец, кто же все-таки был изображен в древности на самой известной русской иконе, которая не раз спасала Россию?
Комментарии 2