Кладбищу на окраине агрогородка Боруны Ошмянского района Гродненской области больше ста лет. Здесь захоронены солдаты 16-й ландверной дивизии Германии, которые погибли в годы Первой мировой войны. Но среди немецких имен выделяется одна фраза. На каменном кресте написано: «Здесь захоронены четыре неизвестных русских летчика». Сегодня их имена известны. Это экипаж тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец №16» — единственного, который немцам удалось уничтожить во время войны.
Таких самолетов как «Илья Муромец» во время Первой мировой не имела ни одна армия. Созданный конструктором Игорем Сикорским тяжелый бомбардировщик летал на дальность более 500 километров и мог за раз перевозить до 2 тонн бомб. С начала войны немецкие истребители не смогли сбить ни одного «Муромца». Все изменилось 25 сентября 1916 года.
В этот день рано утром с аэродрома у деревни Мясота Молодечненского района взлетели 3 воздушных корабля «Илья Муромец» и 13 самолетов «Моран-Парасоль» для их прикрытия. Перед летчиками стояла стратегически важная задача: уничтожить штаб 89-й германской дивизии, а также аэродром и склады врага, расположенные южнее Сморгони и Крева. Но на середине пути командиру эскадрильи Иосифу Башко доложили, что у «Муромца» под номером 16, которым управлял наш земляк, поручик Дмитрий Макшеев, неожиданно отказал один из двигателей. Самолет развернулся и полетел назад.
Появление отряда Башко над немецкими позициями вызвало у противника панику. При подлете к передовой самолеты были встречены сильным артиллерийским огнем. «Муромец №12» получил серьезные повреждения и тоже повернул назад, а вот третьему бомбардировщику удалось прорваться через фронт, уничтожить автомобильный обоз и вызвать на территории артиллерийских складов сильный пожар.
В это время, починив двигатель, на помощь своим возвращался самолет поручика Дмитрия Макшеева. Но в небе над Кревом его атаковали два немецких «Альбатроса» и два «Фоккера». Завязался воздушный бой. Иосиф Башко при всем желании помочь экипажу Макшеева не смог — горючего оставалось в обрез. Единственным, кто прикрывал бомбардировщика от атак четырех немецких истребителей, был «Моран-Парасоль» № 770. Но у управлявшего им рядового Янсона неожиданно заел пулемет.
Вооруженные пулеметами, члены экипажа «Муромца №16» сбили три атакующих немецких истребителя, но и их бомбардировщик тоже был подбит. Он загорелся в небе и упал у деревни Боруны. А в это время, даже не догадываясь о трагической гибели «Муромца», на аэродроме взлета все ждали экипаж Макшеева. Когда самолет не появился в назначенное время, Иосиф Башко приказал «погрузить 10 пудов бомб, установить 3 пулемета «Виккерс» и запасной «Льюис», бензина и масла на 3,5 часа полета» и отправился на поиски самолета. Поиски оказались безрезультатными.
Тела четырех членов экипажа среди обломков сбитого «Муромца» нашли немецкие солдаты. Пораженные храбростью русских авиаторов, они решили похоронить своих врагов с воинскими почестями на кладбище в Борунах. А на следующий день один из немецких истребителей сбросил над аэродромом русской авиации записку: «Сегодня, 25 сентября, в 7 часов утра в упорном бою был сбит немецким аэропланом с большой высоты у местечка Боруны «Илья Муромец», летчики убиты. Храбрые воины завтра будут похоронены с воинскими почестями». Позднее в одной из немецких газет была напечатана фотография могилы, на которой поставлен православный крест. На нем было написано: «Здесь лежат четыре русских летчика, героически погибших в товоздушном бою 25 сентября 1916 года».
За свой подвиг все члены экипажа «Муромца № 16» — поручики Макшеев, Гаибов, Рахмин и подпоручик Карпов — «за неустрашимость и самоотверженность в неравном бою» посмертно были награждены орденами св. Георгия 4-й степени. А спустя 93 года недалеко от того места, где погиб экипаж, был поставлен памятник.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев