(Из жизни св. великомученика Феодора Стратилата)
Когда нас постигает несчастье, в котором мы можем найти помощь или утешение от людей или от которого надеемся со временем так или иначе избавиться и сами, то таковое еще мы нередко переносим и с терпением, и с покорностью воле Божией. А когда постигает несчастье тяжкое-великое, где уже помощь людей немыслима, и от которого и собственными силами избавиться надежды нет; то тогда в большинстве мы становимся и нетерпеливыми, ропщем на Бога и говорим, что Он оставил нас, и предаемся малодушию и унынию, а иногда, что и хуже всего, и безнадежному отчаянию. А между тем так ли нужно поступать христианам в скорбях тяжких, в несчастьях великих, в страданиях жестоких? Нет, тут вот и нужно не роптать на Бога, не говорить, что Он оставил нас, а с крепкою верою, с несомненною надеждою и с пламенною любовью прибегать к Нему; ибо есть ли несчастье, от которого не мог бы избавить нас Бог? Есть ли скорбь, в которой бы Он не мог утешить нас? Есть ли горе, которого бы Он не мог предотвратить? Нет, не может быть, и нет таких несчастий и таких скорбей, и такого горя. Почему, скажете. Потому, во-первых, отвечаем, что Бог Всемогущ; а во-вторых, и потому еще, что, кроме всемогущества, как мы сейчас укажем вам, есть еще у Него любовь и сострадание к тем, которые во время скорбей и страданий за помощью обращаются к Нему.
Когда после долгих и ужасных истязаний мучитель Ликиний заключил святого великомученика Феодора Стратилата в темницу, то в это время велел приготовить крест и, по прошествии пяти дней, вывел святого из темницы, чтобы распять его. И вот пригвоздили руки и ноги великомученика ко кресту, воины еще вбили гвоздь во внутренности его и бритвами резали тело его, а юноши и отроки стреляли из лука в лицо его и выкололи ему глаза. В таких ужасных страданиях Феодор, взывая к Господу, воскликнул: «Господи, Ты обещал мне быть со мною; зачем же Ты ныне оставил меня! Смотри, Господи! Лютые звери растерзали меня Тебя ради; выколоты зрачки глаз моих, ранами покрыто тело мое; лице мое изъязвлено; зубы сокрушены. Вся плоть моя раздробилась, и одни кости висят на кресте сем! Помяни меня, Господи, претерпевающего страдания Тебя ради! Всё: и железо, и огонь, и гвозди принял я! Прими же дух мой, ибо отхожу из жизни сей!» Сказав это, мученик умолк, а Ликиний, полагая, что он умер, велел оставить тело до утра на кресте. Но мученик не умер. Ночью Ангел Божий явился ему; сняв с креста, исцелил раны его и сказал ему: «Радуйся и укрепляйся благодатью Господа нашего Иисуса Христа, ибо с тобою Господь Бог; и зачем сказал ты, что Он оставил тебя? Соверши подвиг твой, и придешь к Господу принять уготованный тебе венец бессмертия!» Сказав это, Ангел стал невидим, а мученик, исцеленный и укрепленный благодатью Божией, стал громко славить Господа и говорил: «Буду превозносить тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки!» (Пс.144:1)
Итак, подлинно нет таких несчастий, скорбей и страданий, от которых бы не мог избавить или в которых бы не мог или ободрить, или утешить нас. Что могло быть ужаснее страданий Феодора? Очи избодены, лицо изъязвлено, плоть истерзана, и одни кости висели на кресте! А между тем забыл ли Феодора Господь? Нет. И что делает всемогущество Божие? Страдания мгновенно прекращены, тело исцелено, и дух мученика укреплен благодатью. Примем же этот урок себе в назидание, и если когда-либо тяжкая скорбь коснется и нашей души; то оставим ропот, не дадим места безнадежным унынию и отчаянию, а скорее к Богу прибегнем с молитвою. И когда к этому средству прибегнем, тогда без сомнения и мы в своих страданиях и скорбях или утешение и ободрение, или уже и полное избавление от них получим. Почему? Потому что про таких людей говорит Господь Сам так: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его... и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:14–16). Будем же помнить это. Аминь.
протоиерей Виктор Гурьев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев