(Из жизни св. Симеона Богоприимца)
Слово Божие нужно читать: во-первых, с благоговением и с молитвою к Богу о том, чтобы Он даровал нам благодать разумения; во-вторых, со смирением и с искренним желанием получить из него наставление в вере и побуждение к благочестивой и добродетельной жизни; в-третьих, читать, понимая слово Божие так, как изъясняет его Св. Церковь или как разумели святые отцы и учители Церкви, и, наконец, в-четвертых, при чтении слова Божия не должно желать все понимать, о чем говорит оно; а надобно с благоговением и благодарностью ко Всеблагому Отцу Небесному принимать к своему назиданию то, что доступно нашему разумению при руководстве Святой Церкви. Так должно читать слово Божие; а между тем многие читают вовсе не так. Гордые и самолюбивые люди, дочитавшись в слове Божием до какого-либо места, которое непонятно для них, то и дело начинают восклицать: да как, разве это может быть? Да разве когда это будет? Да чем это можно доказать? и т. п. Как вы думаете, братие, хорошо так поступают при чтении слова Божия подобные люди или нет? По нашему мнению – очень худо; ибо прежде всего они забывают, что для Бога нет ничего невозможного; затем – что между определениями Божиими и рассуждениями человеческими лежит целая бездна и, наконец, что в слове Божием лжи не может быть, так как Сам Господь говорит, что «небо и земля прейдут, а слова Его не прейдут» (Мф.24:35). Но, впрочем, зачем мы с гордыми как бы в спор вступаем? Пусть в том, что они в своих суждениях ошибаются, убедит их самое дело.
Египетский царь Птоломей Филадельф, отовсюду собирая книги для устроенной им Александрийской библиотеки, пожелал иметь в ней и книги иудейского закона на употребительнейшем в то время языке греческом. На сей конец он отправил посольство в Иерусалим с письмом к первосвященнику Елеазару, в котором просил, чтобы последний прислал в Египет мужей, которые бы могли исправно перевести священные книги еврейские на греческий язык. Первосвященник из двенадцати колен израилевых избрал по шести мужей и со списком священных книг отправил их в Египет. Когда они туда прибыли, то были отправлены на остров Фарос, где и трудились над переводом Священного Писания. Между этими мужами-переводчиками был и праведный Богоприимец Симеон. На его долю досталось переводить книгу пророка Исаии. И вот, когда в ней Симеон дошел до места, где сказано: «се, Дева во чреве преимет и родит Сына», то усомнился и сказал: «Может ли это быть? Может ли Дева, не познавшая мужа, родить сына?» И с этими словами взял нож, чтобы изгладить из книги столь смутившее его место. Но этого сделать ему не пришлось. Ему явился Ангел, удержал его руку и сказал: «Не сомневайся в написанном; ибо исполнение оного ты сам узришь на деле. И ты не увидишь смерти до тех пор, пока не сподобишься узреть собственными очами имеющего родиться от Чистой Девы Христа Господня». Тут уже Симеон поверил словам ангельским и пророческим, ожидал с нетерпением явления в мир Христа Спасителя и был житием праведен и непорочен, удаляясь от всякого зла, пребывая постоянно в церкви и молясь усердно Господу. Когда же Господь родился и в сороковой день принесен был в храм, тогда и Симеон принял Богомладенца на свои руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля». В то же время Симеон пророчествовал о страданиях Христовых и о том, что во время оных и Самой Богородице сердце пройдет оружие печали и скорби. «И тако, – заключает сказание, – благодарив Бога, преставися с миром в старости глубоцей».
Из этого примера, думаем, что гордые и самолюбивые люди должны убедиться в том, что они ошибаются, когда, при чтении слова Божия, говорят: «Как это может быть?» или: «Да разве когда это будет?» А вместе думаем, что они и должны понять то, что им никогда не следует о недоступном для них в слове Божием по-своему рассуждать или это недоступное и вовсе отвергать. Как видите, Господь Всемогущ, все может сделать; и потому мешаться гордым в определения Божии, непонятные для них, есть великий грех и великое зло. При гордом и кичливом суждении их о непонятном для них в слове Божием весьма легко им или впасть в ересь, измучить себя сомнениями, или вовсе потерять веру. Так на деле и бывало, ибо весьма многие из еретиков, о которых упоминает история церковная, были и умными и учеными; но поскольку были самовольны и горды в рассуждениях при чтении слова Божия, то и погибли; да и не только погибли сами, но и миллионы еще ввели в погибель и других. А посему, для того чтобы этого впредь не было, и будем читать слово Божие с таким расположением души, как мы сказали выше: то есть, во-первых – с благоговением, во-вторых – с молитвою, в-третьих – со смирением, в-четвертых – понимая оное, как понимает Церковь, и наконец, и вообще – в простоте сердца. И если с таким расположением души будем читать, то тогда только и спасемся. «Ибо, – говорит Господь, – кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Аминь.
протоиерей Виктор Гурьев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев