-------------------------------------------
Брать или не брать кредиты – не сфера вероучения Церкви. Если ты взял кредит, то от этого не перестал быть православным. Равно и если ты не берешь кредиты, то от этого не становишься исповедником Православия. Однако этот вопрос напрямую относится к нашей духовной жизни, к сфере православной этики.
В этой связи выскажу свою позицию, которая, возможно, покажется радикальной. Прежде всего, кредиты – это приманка, подобно тому, как приманкой является сыр в мышеловке. Кредиты рекламируются как способ повысить уровень своей жизни, быстрее достичь желаемого, скорее приобрести то, на что у тебя нет средств сейчас, но чего тебе очень хочется. И всякий раз кредит лишает человека свободы.
Что, собственно, представляет собой кредит? Тебе хочется что-то приобрести, но нет соответствующих средств. И вот ты их занимаешь у банка, однако вернуть должен непомерно больше, чем взял. Сколько людей надорвались, будучи уверены, что справятся с выплатой, но стали заложниками ситуации и больше потеряли, чем приобрели! Но даже если ты справишься с выплатой, над тобой, как дамоклов меч, висит кредит! В Священном Писании сказано, что «должник делается рабом заимодавца» (Притч. 22: 7). Современное рабство выражается в том, что человек закован не в железные цепи, а в финансовые кандалы и оковы.
Есть люди, которые берут кредиты для подъема своего бизнеса. Это очень опасное и рискованное мероприятие, но, вероятно, бизнесмен не видит иного выхода на данный момент и надеется, что его прибыль покроет все проценты кредита. Иногда это получается, а иногда нет. Мне время от времени приходится видеть предпринимателей, которые несвободны, закабалены своими кредитами, зачастую не знают, где бы еще достать средств, ибо ни одной свободной копейки у них нет, всё куда-то вложено или идет на погашение кредитов.
Кто-то берет огромные кредиты для покупки жилья и иной недвижимости. Возможно, что другого выхода нет, но люди идут на огромный риск. Знаю реальные случаи, когда кредит брали лет на двадцать, но за этот период жизнь так поменялась, что расплачиваться стало нечем.
Любое закабаление приносит мучение, лишние страхи и переживания. Вместо того чтобы думать о спасении своей бессмертной души, человек бросает все силы на погашение кредита, боится неуплаты в срок и наложения штрафных санкций, работает день и ночь, забыв о семье и становясь неспособным молиться.
Кредиты – это не только ловушка, но и выражение современного потребительского принципа: «Бери всё, что хочешь, и прямо сейчас!» Они потворствуют похоти плоти, похоти очей и гордости житейской и в каком-то смысле способствуют выстраиванию новой вавилонской башни, в которой всё земное быстро громоздится одно на другое, чтобы достичь самих небес. Но в реальности всё это рушится, как и та самая башня.
Практика брать кредиты рождается из недовольства своим положением. Апостол Павел сказал: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6: 6-10). Это напрямую относится к тем, кто берет кредиты.
В конечном итоге кредиты воплощают в себе и наше тщеславие (потому что хочется показаться более обеспеченными), и сребролюбие (поскольку всё вертится вокруг денег), и неразумие (ибо человек трезво не оценивает последствия). А завершается это однозначно унынием, ибо страхи и беспокойство лишают внутренних сил.
Надо ли делать покупки, на которые у тебя нет денег? Не лучше ли научиться жить по средствам, а не гнаться за тем, что тебе не по карману? Это ведь самообольщение — желать приобрести то, на что ты не можешь заработать. Но главное, что такой человек никогда не будет счастлив, он всегда будет думать, что ему чего-то не хватает.
Священник Валерий Духанин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев