(Избиение преподобных отец в Синае и Раифе)
Многие, когда им начинает грозить опасность внезапной смерти, или когда они вообще почувствуют приближение часа смертного, тогда нередко предаются отчаянию, объемлются безграничным ужасом, теряют всякую надежду; и от этого часто и умирают якоже неимущие упования. Но так ли, братие, христианам поступать должно? Ужасом ли кончать дни свои? С лицом ли, искажённым отчаянием и безнадёжностью, навеки смежать свои очи? Нет, нужно поступать совершенно наоборот, и не с отчаянием, а с верою и любовью к Богу, с размышлением о благости Божьей и о будущей блаженной жизни, с великодушием и молитвою на устах должно нам, христианам, предавать дух свой Господу. Но, вы, конечно, скажете: «Легко так говорить, а как достигнуть сего?» Отвечаем, что легко и достигнуть сего, если будем учиться тому, как умирать, у святых; ибо они лучше всех изучили науку из наук, науку умирать, а потому в указанном случае всегда и могут дать нам урок спасительный. И вот, для того чтобы доказать перед вами истину слов наших, мы сейчас и предлагаем вниманию вашему один из таковых уроков и надеемся, что вы, выслушав оный, согласитесь с нами в том, что мы выше сказали вам. Когда преподобные отцы, в Синае и Раифе спасавшиеся, были окружены разбойниками и им оставалось жить несколько минут; тогда одни из них, сказано, терпели скорби доблественно, другие плакали, третьи молились и благодарили Бога; все же, кроме сего, друг друга утешали и все взывали: «Господи помилуй!» И в это время один из отцов, Павел, стал посреди церкви и сказал: «Послушайте меня, отцы и братия, грешнейшего и последнего из всех! Вам известно, что все мы из-за любви к Господу нашему Иисусу Христу отлучили себя от суетного мира и пребываем в скорбной сей пустыне, перенося алчбу и жажду и в последней нищете находясь. Вы знаете, что мы оставили всё земное и суетное для того, чтобы сделаться причастниками Царствия Небесного; а теперь вот ничего более не ждём, кроме смерти. Что же? Если Владыка наш хочет теперь освободить нас от этой суетной жизни и взять нас к Себе, то не скорбеть и малодушествовать нам нужно, а более всего радоваться. Что может быть вожделеннее и прекраснее для нас, как взирать теперь на славу Господню и смотреть на Его Божественное лицо? Вспомните, братья и отцы, как мы ублажали и прославляли святых мучеников; как всегда передавали друг другу о страданиях их и как всегда желали быть там, где они! И вот, время настало и для нас, и наше желание исполняется – быть с ними в будущем веке. Поэтому не будем малодушествовать, не будем скорбеть или ужасаться, но препояшем себя силою и смерть примем мужественно, и Бог милостиво примет нас в Своё Царство!» На эти слова все иноки воскликнули: «Как ты сказал, честной отче, так и поступим. И что воздадим Господеви о всех, яже воздает нам? Чашу спасения приимем и имя Господне призовём!» После сего святой отец Павел обратился к востоку, воздел руки свои на небо и воскликнул: «Господи Иисусе Христе, Боже, Вседержитель, упование и помощь наша! Не забудь нас, недостойных рабов Твоих, но помяни нищету и печаль нашу, ибо смирилась душа наша. Укрепи нас в час сей, Господи, укрепи нас во время беды нашей; прими как жертву благоприятную, в воню благоухания души всех нас! И Тебе подобает слава и честь, ныне и присно и во веки веков». Иноки ответили: «Аминь». И в это время разбойники ворвались в монастырь, «и, – говорит сказание, – секомы убо святи, исполниша всю святую церковь крове, не устрашившеся, ниже поскорбевше всяко, но радующеся благодаряху Бога о приключившихся; ибо ум имеяху к своему Владыце».
Из этого сказания не открывается ли, братие, то, что святые могут подать нам спасительные уроки относительно того, как должно поступать, чтобы спокойно встретить смерть? И, не правда ли, что для этого при приближении её должно укрепляться верою и любовью к Богу, размышлять о благости Божьей и о будущей блаженной жизни, и затем уже великодушно смотреть в глаза смерти и встречать её с молитвою на устах? Да, всё это сущая правда, братие! Ибо вникните глубже в этих отцов, в Синае и Раифе избиенных: разбойники окружили их, разбойники ломятся к ним, а они друг друга укрепляют в вере и надежде на Бога; все пламенно желают соединиться со Христом, заключают взаимное ободрение молитвою и затем прямо уже встречают смерть, как переход из мрака на свет, из темницы на волю, из страны чуждой в страну родную! Что может быть выше сего урока, что убедительнее, что спасительнее? Поэтому, братие, и на будущее время не переставайте учиться науке из наук – науке умирать – у этих святых; и они научат и вас встретить смерть не с ужасом и отчаянием, а с представлением того, что вы идёте в лучший мир, горний, и, следовательно, со спокойствием и радостью. Аминь.
протоиерей Виктор Гурьев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1