И как закон всем дан, и всех обязывает к совершенному послушанию, так и Евангелие всем проповедать велено, как написано: проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). И Христос, откровение о Котором содержится в Евангелии, всей твари проповеданный, всех к Себе призывает: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). И как закон на то дан был, чтобы человека, совершенно его исполнившего, оправдать и спасти: кто исполняет его [то, что написано в законе], тот жив будет им (Лев. 18, 5; Гал. 3, 12), так и цель Евангелия – верующих оправдать, и прочее. Однако различие между законом и Евангелием примечается следующее:
1. Закон, то есть писанный, дан был Моисеем (ибо на сердцах и у прародителей наших, Адама и Евы, написан был). Евангелие – Христом, как написал святой евангелист: закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 17).
2. Закон дает заповеди, что мы должны делать и чего не должны. Евангелие проповедует отпущение грехов, благодать Божию и заслуги Христовы. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, да бы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
3. Закон учит, что делать и от чего отвращаться, но помощи к действию не подает. Евангелие обещает благодать Святого Духа, Которым на сердцах верующих пишется и действует закон (см.: Иер. 31, 33).
4. Закон показывает грех, ибо законом познается грех (Рим. 3, 20). Закон согрешившего обличает, обвиняет, устрашает, гнев Божий возвещает ему (см.: Рим. 4, 15), клятвою поражает его и осуждает (см.: Гал. 3, 10), но греха не отнимает. Евангелие грех прикрывает, немощь греховную врачует, боящихся Божьего гнева ободряет и утешает, благодать и вечную жизнь верующим обещает.
5. Закон – для людей бесстрашных, неисправных, небрежных, нечестивых, которых он должен устрашать, сокрушать и к покаянию приводить. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10). Евангелие проповедуется боящимся, смущающимся, страхом Божиим и печалью за грехи сокрушенным, алчущим милости Божией и утешения. Поэтому Христос говорит: благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем (Лк. 4, 18), и прочее. Отсюда следует, что проповедники Божьего Слова должны осторожно поступать в своем учении, то есть закон проповедовать и гнев Божий возвещать тем, которые бесстрашно живут, а сокрушенным и страхом Божиим уязвленным, а также умирающим и кающимся – Евангелие, милость Божию и отсюда утешение, дабы бесстрашных не привести в большее бесстрашие, а печальных и смущенных Божиим страхом не привести в пагубу отчаяния, чтобы бесстрашные в страх и чувство пришли, сокрушенные же живое утешение почувствовали в сердцах и утвердились в вере.
Святитель Тихон Задонский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев