(Чудо святого Архистратига Михаила)
И Слово Божие, и святые отцы учат нас веровать, что святые Ангелы Божии, по благости Божией всегда пекущиеся о человеках, оказывают нам благодеяния, пекутся о нас, близки к нам и, как недремленно предстоящие лицу Божию, внимая всеблагому попечению Божию о человеках, всегда охраняют нас по мановению Божеской воли. Так, пророк Давид, прославляя Божие покровительство, над ним самим являемое, говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс.33:8), то есть от козней, замышляемых против них злыми людьми. И в другом месте: «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90:10–11). Святой Василий Великий учит: «Как городские стены, вокруг облегая город, отвсюду отражают вражеские нападения; так и Ангел служит стеною спереди, охраняет сзади и с обеих сторон ничего не оставляет неприкрытым» (Твор. Вас. В. ч.5: бесед. на Пс.33:8). Так, из всех этих слов мы убеждаемся, что Ангелы суть наши невидимые защитники, покровители, благодетели и хранители. Но, убеждаясь из слов, не можем ли мы убедиться в этой истине из примера? Можем. И вот на сие доказательство.
В Болгарии жил некогда богатый и славный вельможа по имени Дохиар. Он, пожелавши сделаться иноком, взял однажды много золота и пошёл на Афонскую гору, веруя, что там Бог укажет ему место, где бы он лучше мог поселиться. На Афоне он нашёл прекрасное место на берегу морском, близ Лавры святого Афанасия, и тут построил церковь в честь святителя Николая, устроил кельи для иноков, оградил их стенами и поселился тут, принявши иноческий образ. Когда на постройку монастыря он истратил всё взятое с собою золото, то заметил, что осталась не вполне украшенною церковь в честь святителя. Дохиар, однако, возложил всю свою надежду на помощь Божию и веровал, что Бог Сам поможет церковь украсить. Вера его не осталась тща, и произошло вот что: против святой горы есть остров, называемый Луг. На этом острове был каменный столб, на столбе идол, а на идоле была следующая надпись: «Всякий, кто ударит меня вверх, тот найдёт множество золота». Многие, желая получить сокровище, приходили и били по голове идола, но сокровища не обретали. Оное нашёл один отрок-пастух. Однажды, при восходе солнца, он стал копать землю там, где кончалась тень, которая падала от истукана, и нашёл под большим камнем великое множество золота. Не имея возможности сдвинуть с места камень и выбрать из-под него всё золото, отрок пришёл в недоумение: что ему делать? И вот пришла ему мысль отправиться на Афон и об обретённом сокровище сказать игумену какого-либо из монастырей. Отрок взял с собой несколько златниц, отправился на святую гору и, по усмотрению Божию, как раз прибыл к игумену Дохиару, по имени которого назывался также и новосозданный им монастырь. Когда отрок показал Дохиару златницы и сказал об обретённом сокровище, тогда Дохиар тотчас же отправил с отроком на остров трёх иноков, чтобы они взяли золото и привезли в монастырь. Иноки прибыли на остров, по указанию отрока-пастуха взяли золото, и тут один из них задумался и сказал своему товарищу: «Брат, какая нам нужда везти золото к игумену? Возьмём его себе и сами себе устроим кельи и монастырь». Товарищ сказал: «Как же сделать это?» – «Очень просто», – отвечал первый, – бросим отрока в море, и делу конец». Оба нечестивца порешили на этом и сказали о своём решении третьему бывшему с ними иноку. Но этот не был подобен им. Несмотря на угрозы, он не соглашался быть общником их злодеяния, и только из страха смерти поклялся никому не говорить об их деле. И вот злодеи, вместе с отроком-пастухом и с захваченным сокровищем, сели в лодку и, когда отплыли на глубину моря, привязали на шею отроку камень и, несмотря на мольбы и слёзы несчастного, бросили его в пучину. Это было ночью. Казалось, для отрока всё стало конченным, но на самом деле вышло не так. Господь повелел Архангелу Михаилу восхитить брошенного со дна моря и поставить в алтарь церкви Дохиара. И был взят святым Архангелом отрок из пучины и положен в упомянутой церкви Дохиара. Прошла ночь, наступило утро. Перед началом утрени пономарь отпер церковь, вошёл в неё и стал приготовлять нужное к Богослужению. Но что же? Вдруг он слышит в алтаре стон. Пономарь ужаснулся и, выбежавши из церкви, сказал о слышанном игумену. Игумен не поверил и, укорив пономаря в малодушии, снова отослал в церковь. Пономарь вошёл в неё и снова услыхал стон, и опять пошёл и сказал игумену. Тогда уже последний сам пошёл с ним и действительно, к удивлению своему, услышал выходящий из алтаря отроческий плач. Игумен вошёл в алтарь, и что же увидел? Близ престола лежал отрок-пастух с камнем на шее, и вода морская текла с одежды его. «Что с тобою?» – воскликнул игумен. Отрок, как бы пробудившись от сна, отвечал: «Отче, два инока, которых ты послал со мною взять найденное мною золото, привязали мне камень на шею и бросили меня в море. Но в то время, когда я, погрязая в пучине, упал на дно морское, вдруг явились мне два сиявшие как солнце мужи, и один из них сказал другому: «Архангел Михаил, принеси этого отрока в монастырь, называемый Дохиар». После этого я уже ничего не помню, и не знаю, каким образом принесён сюда». Слыша сие, игумен прославил Бога и затем решил обличить убийц. Он велел пономарю сказать братии, чтобы пели утреню в притворе, а сам вошёл на башню, бывшую над вратами, и стал ждать, когда войдут в оные нечестивые корыстолюбцы. Когда игумен увидал их и сошёл к ним, то спросил: «Что же это значит, что вчера за золотом вас отправилось четверо, а теперь вы возвратились только трое; где же четвёртый – отрок-пастух?» Убийцы с гневом отвечали: «И тебя, и нас, отче, обманул лукавый отрок; никакого золота он нам не указал и сам бежал от нас». Игумен, как будто ничего не зная, сказал: «Ну что же делать, воля Божия да будет» – и с этими словами вошёл с убийцами в церковь. Он привёл их к тому месту, где лежал брошенный ими в море отрок-пастух и, указывая на него, воскликнул: «А это кто?» Кто может изобразить ужас безжалостных корыстолюбцев-убийц? От оного они долго стояли не произнося ни одного слова, как окаменелые, а затем волей-неволей сознались в своём злом деле и указали место, где скрыли золото, которое вскоре и было доставлено в монастырь. И разнеслось, заключает сказание, это чудо по всей Святой горе, и стеклись в Дохиар иноки со всех монастырей на прославление Бога и Его великого служителя Архистратига Михаила, и соборно положили переименовать церковь, в которой был обретён спасённый Архангелом отрок, во имя этого Архангела, а в честь святителя Николая, которому она посвящена была доселе, воздвигнуть храм новый. Убийцы же преданы были отлучению и из обители изгнаны.
Итак, братие, не только Словом Божьим и писаниями святых отцов, но, как видите, и самым делом мы убеждаемся в той истине, что святые Ангелы суть наши невидимые защитники, покровители, благодетели и хранители. А если так, то, конечно, из всего сказанного и открывается для нас, по отношению к Ангелам, обязанность та, чтобы чтить их как предстоящих лицу Божию, как молитвенников и ходатаев за нас пред Богом, как наших хранителей и избавителей от всякого зла. Лежит также обязанность и та, чтобы мы, помышляя о чистоте и святости их, учились у них этим чистоте и святости, и наконец, чтобы, помышляя об их близости к престолу Божию и о могуществе их, просили их заступления пред Господом, а вместе и их наставления и руководства в жизни нашей. Аминь.
протоиерей Виктор Гурьев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев