О любви к Богу.
(Из жизни св. священномученика Вавилы)
Вы знаете, дети, что благодеяния Божии к нам велики и неисчислимы. Вы знаете, что Бог даёт нам жизнь; посылает святых Ангелов для хранения нас; даёт землю в жилище нам; солнце, луну, звёзды – для освещения нас; воздух, воду, растения, животных, чтобы мы имели все удобства для жизни; что Он открыл нам Свою волю, чтобы мы исполняли её и благоугождали Ему; даровал спасительные таинства, чтобы пользуясь ими мы очищались от грехов, приближались к Нему и в Нём получали спасение и вечную жизнь. Вы знаете, что всё, что имеем доброго, начиная с самой жизни, всё мы имеем от Бога и что «Им лишь, – как говорит Слово Божие, – и живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). Так, вы знаете всё это. Но для чего же, спрошу, это вам дано знать? Не забывайте, что дано для того, чтобы вы, видя и зная беспредельную любовь Божию к вам, и сами платили Богу любовью и благодарностью. К такой любви призывает вас и наш Спаситель. Он говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!» (Мк.12:30) Да, не забывайте, дети, что первая заповедь для вас, первая обязанность ваша должна состоять в том, чтобы вы любили Бога Творца и благодетеля вашего; и, как видите, не просто любили, но любили бы, по слову Спасителя, всем сердцем вашим, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостью вашей. Но, что же, спросите, значит последнее? Что значит любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением, всею крепостью? Что это значит, на это даст вам ответ следующий пример.
Святой священномученик Вавила, епископ Антиохийский, при жизни своей однажды сжалился над троими лишившимися отца сиротами – мальчиками, заступил для них место последнего и воспитал их в вере и благочестии. И дети настолько привязались к нему, что не оставили его и в то время, когда он мучителем Нумерианом предан был на страдания за Христа, и ходили за Вавилою и в то время, когда он в цепях с позором водим был по городу. Мучитель-царь в это время заметил детей и, призвав их к себе, спросил: «Имеете ли вы мать?» Отроки отвечали: «Имеем». После этого мать тотчас же приведена была к мучителю, и он спросил её: «Как тебя зовут и мать ли ты этим детям?» Она отвечала: «Имя мое Христодула, а эти отроки – дети мои, которые были мною вверены попечению Вавилы, и надеюсь, что учение его, преподанное им, для них не пропадёт даром». Слыша это, Нумериан пришёл в гнев и приказал бить благочестивую матерь по щекам. Потом снова обратился к детям и спросил каждого из них об имени и о летах. И первый из них сказал, что имя его Урван и от роду ему двенадцать лет; второй сказал, что называется Прилидианом и имеет девять лет, а третий назвал себя Епполонием и что он семи лет. После этого царь стал уговаривать детей, чтобы они отреклись от Христа и поклонились идолам, и предлагал им богатые подарки, если они исполнят его волю. Но отроки, полные любви к Богу, единогласно отвечали: «Не следует нам кланяться идолам: мы научены знать одного истинного Бога, Который сотворил небо и землю; и Тому Одному кланяемся, а не бесам». Мучитель, видя отроков непреклонными, приказал бить их и дать каждому столько ударов, сколько ему лет. И вот, распростерли на земле первого, и дали ему двенадцать жестоких ударов, потом второго, и нанесли девять жестоких ран, а затем и третий получил семь ударов. И отроки, по пламенной любви к Богу, мужественно перенесли всё это, даже сожалели, что не приняли и больших ран за Христа. И говорили: «Если захотите и убить нас, всё-таки не поклонимся ложным богам, но будем поклоняться Единому Богу, Господу нашему Иисусу Христу». Нумериан после сего ещё стал мучить их и велел повесить их вместе с Вавилою на дерево и жечь огнём. И это истязание терпели незлобивые отроки с учителем своим доблественно, при помощи укрепляющей их силы Божией. Видя, что невозможно мучениями их заставить отречься от Христа, царь снова прибег к лести и коварству. Он велел снять детей с дерева и, призвавши их к себе, стал всячески ласкать их, называл их своими чадами, прекрасными и благонравными детьми, предлагал им золото и серебро. Но отроки и тут остались непоколебимыми, как скала, и, как бы одними устами, отвечали царю: «Неужели ты думаешь, что когда-нибудь уловишь нас лестью? Знай, что никогда ничего не успеешь, если бы даже и без числа стал бы трудиться». И потом все, вздохнувши, ещё прибавили: «Если б был здесь не только один этот царь, но и ещё множество лютейших царей и мучителей, и тогда ни один из них не разлучил бы нас от Бога нашего». Царь после этого приказал предать детей вместе с Вавилою смерти. И вот, отроки вместе с своим учителем пошли на казнь. Когда они шли на место казни, то священномученик Вавила воспел слова Давидовы: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс.114:7). Когда же достигли самого места казни, тогда сперва отроки подклонили головы свои под меч, а затем усечён был во святую главу свою и Вавила.
Понятно ли вам теперь, дети, что значит любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением, всею крепостью? Пример детей – учеников Вавилы, как видите, говорит вам, что любить так Бога значит быть преданным Ему всем существом своим и вести себя так, чтобы, в случае нужды, ни угрозы, ни прельщения, ни самая смерть не могли заставить вас изменить законам Господним, нарушить их или отречься от Самого Господа.
Пример показывает нам, что любовь к Господу не должна ограничиваться ничем и вся наша жизнь должна быть посвящена Ему. Узнавши же это, потщитесь и вы утвердить такую любовь к Господу в сердцах своих. Помните, что Он есть единственное, высочайшее и существенное благо для вас; стремитесь к Нему непрестанно умом и сердцем и всем существом вашим; делайте всё для славы имени Его; ставьте для себя исполнение закона Его выше всего, будьте тверды и непоколебимы на пути благочестия и добродетели. Помните, что вы можете встретить неприятности, огорчения и другие трудности за вашу любовь к Господу; но и тут не смущайтесь. Не скорбите, если, например, услышите обидное слово или насмешку или увидите какое-либо неразумное презрение вашей всецелой преданности Царю Небесному. Напротив, при всех таких и подобных неприятностях утешайте себя той мыслью, что это вы терпите ради пламенной любви к Богу, утешайте себя словами Господа Спасителя: претерпевый до конца, той спасен будет. Аминь.
протоиерей Виктор Гурьев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев