Житие. (краткий пересказ, выдержки):Преподобный Серафим Саровский - великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители Прохора были жителями Курска, отец Исидор был купцом и строил собор в Курске. Прохор с детства любил посещать церковные службы, читать Священное Писание и жития святых. В юности Прохор решил посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь, получив благословение матери. Прохор отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам, где получил благословение старца Досифея идти в Саровскую пустынь. В Саровской обители Прохор прошел послушания, был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне. Прохор заболел водянкой, но продолжал молиться и верить в исцеление...Преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, преподобный Серафим ушел в пустынную келлию, где предавался уединенным молитвам...Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи...Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб... Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут" (Мф.26:52). Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Всё сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление...Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни...Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое"...1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся". 2 января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный...исцеленный преподобным. Н.А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни."Аскетизм – это не самосовершенствование. Аскетизм – только средство к достижению христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером здесь может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или сёрфингист – силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделаться восприимчивыми к действию Бога в нас. Мы не самосовершенствуемся, а открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах. Без Божьей благодати невозможно одолеть никакую страсть (укоренённый грех). Они настолько изворотливы, что одна будет постоянно подменяться другой. И человек никак не ухватит за корень. Желательно отказаться от восприятия Бога как надзирателя, избрав образ Бога – Подателя благодати. И критерием своих поступков поставить не страх наказания, а благодать. Не был на службе – отказался от благодати, не молился – отверг благодать. Читал Св. Писание или помог ближнему – через это привлёк благодать. Итак, вся христианская духовная жизнь может оцениваться как потеря или приобретение Божьей благодати. И все победы в духовной жизни, безусловно, следует рассматривать не как личную заслугу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать и силу для достижения их."(Азбука веры. Церковный календарь 2024 год.Основы православия.Тема 172. См. Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни.)Аскетизм – это не самосовершенствование. Аскетизм – только средство к достижению христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером здесь может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или сёрфингист – силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделаться восприимчивыми к действию Бога в нас. Мы не самосовершенствуемся, а открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах. Без Божьей благодати невозможно одолеть никакую страсть (укоренённый грех). Они настолько изворотливы, что одна будет постоянно подменяться другой. И человек никак не ухватит за корень. Желательно отказаться от восприятия Бога как надзирателя, избрав образ Бога – Подателя благодати. И критерием своих поступков поставить не страх наказания, а благодать. Не был на службе – отказался от благодати, не молился – отверг благодать. Читал Св. Писание или помог ближнему – через это привлёк благодать. Итак, вся христианская духовная жизнь может оцениваться как потеря или приобретение Божьей благодати. И все победы в духовной жизни, безусловно, следует рассматривать не как личную заслугу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать и силу для достижения их.(Азбука веры. Календарь 21 июня 2024 год.Основы православия.Тема 172. См. Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни.)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9