Много на толочинской земле деревень, больших и маленьких. Некоторые из них на слуху, о других помнят только люди старшего поколения, а есть те, которые практически забыты, их называют умирающими, если в них есть хоть один-два жилых дома, и умершими, если уже никто не живёт.
Когда-то деревня Зяблица, расположенная в стороне от больших автодорог, была совсем другой, не такой, как сейчас. Здесь в каждом дворе были хозяева, держали скот, обрабатывали землю, звучали детские голоса, а по вечерам девчата пели песни.
— Таких голосистых, как в Зяблице, и не было нигде поблизости, — улыбаясь, замечает уроженка этой деревни, а теперь жительница Авхут Мария Алексеевна Юркевич. – Как запоют, так по всей округе слышали.
ПАРТИЗАНСКАЯ ДЕРЕВЕНЬКА
Было в истории деревеньки время, когда здесь не было слышно песен. Не обошла затерянную среди полей и лесов Зяблицу война. Ушли на фронт мужчины, остались в деревне старики, женщины и дети. У бабушки Марии Алексеевны на руках было шестеро детей.
— В войну в деревне её называли Марыля-солдатка, — вспоминает моя собеседница, показывая дом, в котором когда-то жили её бабушка и дедушка. — Она из Крупского района была. На гармошке играла, вот здесь, на этой лавочке, садилась и как только начинала играть, сразу собирались около неё детвора и девчата постарше. Мы тут танцевать учились…
Но это было уже после Победы…
Во время войны недалеко от Зяблицы был создан партизанский отряд, которым командовал Андрей Чеботарёв. Местные жители чем могли помогали партизанам, носили хлеб, табак, рассказывали об обстановке в своей деревне и в соседних. Была партизанской связной мама Марии Алексеевны Ольга Андреевна, тогда ещё 15-летняя девушка. По сохранившейся в семье истории, после освобождения Беларуси партизанский отряд был расформирован, а его командир привёл к дому молоденькой связной коня и, обратившись к девушке по имени-отчеству, сказал, что это ей благодарность за служение Родине.
— Этот конь потом потрудился на посевных и уборочных работах у жителей деревни, — вспоминает Мария Алексеевна. — А мама гордилась тем, что её командир партизанского отряда по имени-отчеству назвал, и нам об этом рассказала.
Помнит Мария Алексеевна и историю про неизвестного партизана, того самого, который похоронен на кладбище в соседних Горожонах. Говорит, что звали его Борис и был он родом откуда-то из России. Не такой уж и неизвестный, получается, как на памятнике написано.
— Немцы убили его и не давали похоронить. Мой дед, который на ту пору сбежал из плена и вернулся в родную деревню, и его соседи ночью похоронили партизана Бориса на кладбище в соседней деревне… А деда, хоть он и смог спастись из плена, всё равно позже угнали в Германию…
День Победы в 1945 году в Зяблице отмечали всей деревней. Накрыли общий стол, на который каждый принёс то, чем был богат. Пели, плясали, радовались… А вскоре начали возвращаться с фронта мужчины. Деревня снова оживала.
СПУСТЯ 76 ЛЕТ
Несмотря на то, что прошло уже много лет с памятного для страны в целом и Зяблицы в частности победного мая, до сих пор в памяти людской живут события тех времён. Идём с Марией Алексеевной по пустой тихой улице деревни её детства, моя собеседница не только рассказывает то, о чём помнит, но и показывает, где что находилось: здесь французы в войну жили, по этой дороге сельчане к партизанам ходили, в этом доме хлеб пекли для партизан, из этого табак давали… Эти воспоминания перемежаются с другими, из мирного времени: здесь жили старовер и староверка, были в деревне и такие, там Горожоны, где был клуб, куда молодёжь из Зяблицы бегала на танцы, а в том лесу и по сей день много ягод и грибов…
Раньше ведь как было: в деревнях жило много людей с одинаковыми фамилиями. И можно было понять, кто откуда. В деревнях Ильяне и Загорье жили Кулики, Козики, Гимро, Бурые. А в Зяблице были Латушкины, практически все между собой родственники, — вспоминает Мария Алексеевна.
По семейному преданию, основана Зяблица была как раз братьями Латушкиными, Аврамом и Филиппом, прапрадедами моей собеседницы. Произошло это ещё до Октябрьской революции. У Аврама было пять сыновей, все построили себе дома, жён взяли из соседних деревень. Так когда-то начиналась история Зяблицы…
Теперь же здесь нет даже указателя с названием деревни, оно встретилось только на табличке с расписанием прибытия автолавки. А деревня ещё живёт благодаря нескольким постоянным жителям и приезжающим дачникам, но до сих пор помнят здесь обо всём или обо всех, кто когда-то был связан с этой небольшой, но уютной деревенькой.
Олеся КУЗЬМИЧ
Уважаемая Олеся! Спасибо за интересную заметку о Зяблице. Несколько дополнений. По переписям 1925. 1926 гг в Зяблице жили почти одни Латушкины (Латушка). Скорее всего первые поселенцы - выходцы с Глинник, где эта фамилия тоже массовая. Слово латушка означает глининую тарелку. Видимо первые обладатели фамилии занимались этим промыслом. Деревня отмечена на карте 1860 - х годов. Гаражоны, которые Вы упоминаете, на карте второй половины 1700 - х. Касаемо "неивестного " партизана - не такой он уж и неизвестный. Просто Толочинским военкомату, БРСМу, музею - идеологии района на это как - то всё равно. Есть ведь материалы партизанского отряда, в котором воевал погибший, и их можно просмотреть. Но для этого нужно обратиться в Национальный архив Беларуси. Более того в книге "Память" Круглянского района (соседнего с Толочинским) описан этот случай и указано как погибшего партизана звали. Если в Толочинской библиотеке этой книги нет, так в Круглянской надеюсь точно будет.. Т...ЕщёУважаемая Олеся! Спасибо за интересную заметку о Зяблице. Несколько дополнений. По переписям 1925. 1926 гг в Зяблице жили почти одни Латушкины (Латушка). Скорее всего первые поселенцы - выходцы с Глинник, где эта фамилия тоже массовая. Слово латушка означает глининую тарелку. Видимо первые обладатели фамилии занимались этим промыслом. Деревня отмечена на карте 1860 - х годов. Гаражоны, которые Вы упоминаете, на карте второй половины 1700 - х. Касаемо "неивестного " партизана - не такой он уж и неизвестный. Просто Толочинским военкомату, БРСМу, музею - идеологии района на это как - то всё равно. Есть ведь материалы партизанского отряда, в котором воевал погибший, и их можно просмотреть. Но для этого нужно обратиться в Национальный архив Беларуси. Более того в книге "Память" Круглянского района (соседнего с Толочинским) описан этот случай и указано как погибшего партизана звали. Если в Толочинской библиотеке этой книги нет, так в Круглянской надеюсь точно будет.. Так что уважаемые выше названные может хватит щеки надувать, что никто не забыт и ничто не забыто ? С Уважением!
Моя родная деревенька!.. Родилась и выросла... В 16 лет уехала... Иногда приезжала к родителям. Наш дом у развилки на Горожоны и Курчи. Огромное спасибо... за память...
Помню Марилю-солдатку, совсем старенькую, помню как школьниками в День победы пионерским строем несли на партизанскую могилу венки, сделанные своими руками, и пели песню "Орленок..."
Я сама из рода тех зяблицких Латушкиных по отцовской линии и внучка тех староверов, что жили на другом краю деревни, что переехали туда перед самой Отечественной войной, гонимые, как многие старообрядцы...
Интересная заметка. Мария Алексеевна могла знать только по рассказам родителей. Вам нужно найти людей(если не опаздали) которые родились до войны. СКОРЕЕ всего вы таких уже не найдёте.
В деревне Малявка жила тётя Оля Латушкина, она вышла замуж сюда, но родом была с Зяблицы. Красивая, хорошая женщина у их с мужем было четверо детей, осталось двое.
Мариля-солдатка моя родная бабушка и дед Андрей (у них родилось 10 детей) до совершеннолетия дожило 8. Я дочь младшего сына Василия, самая младшая из внучек. И умерла бабушка в 1977 году, я её не застала. Было ей 71 год, дед умер в 1993 в возрасте 86 лет.
У меня эта книга есть. Толочинский р-н называется Память там фамилии кто был в партизанах и сражался с немцами. Есть фотографии моего дяди Бориса и деда Ивана и фамилии многих моих земляков .Очень интересная книга. Даже есть интервью которая давала дочь Люба моего дяди и очень много фотографий жителей деревень.Вечная память им героям нашим.
Не исключено. В природе крещение евреи тоже встречаются. Поэтому всяко бывает. А так реально удивился что предок был Абраша... То то я думаю, в кого я такой, всегда в шутку говорил, что то евреи в родословной зачесались..... А так если серьезно, интересно узнать корни. Не исключено что тут достаточно родственников, о которых я и знать не знал.... Очень хочу когда нибудь приехать в эти края, посмотреть историческую родину... Отец мой бывал, рассказывал много хорошего...
Комментарии 32
А вообще, много имен в православии позаимствованы из иудаизма