(Патриарх Кирилл) /выдержка/: …
Почему на западе празднуют 25 декабря Рождество Христово, почему на востоке, в частности, в России, 7 января. Я не буду сейчас входить в подробности, а скажу лишь только о том, что речь идет о двух календарях Климент Австрийский, живший в 3 веке, уже довольно ясные нам оставляет свидетельства о праздновании этого праздника на востоке. И так, на западе праздник праздновался 25 декабря, а на востоке 6 января. Но вот празднование Рождества Христова на востоке соединялось в религиозном сознании людей с еще несколькими событиями: в первую очередь с Его Крещением и вступлением на общественное служение. В этот день 6 января христиане праздновали и Рождество Христово и Его Крещение, и начало проповеди, и даже первое чудо, совершенное Им в Канне Галилейской. Итак, 4 события: Рождение, Крещение, начало проповеди, вступление на общественное служение и совершение первого чуда. Вот, эти 4 события в древней восточной Церкви в Александрии и в Палестине праздновались 6 января, а несколько позже уже к 4 веку, под влиянием западной традиции на востоке праздник Рождества так же стали праздновать 25 декабря, а 6 января осталось днем воспоминания о Крещении и Богоявлении Спасителя. Вот эта традиция сохраняется и до сегодняшнего дня. Поэтому, говоря о таких вот вопросах, рассуждая на тему хронологии праздников церковных, мы должны помнить, что привязка к конкретным дням условна. Потому что сам Господь не пожелал, чтоб какие-то конкретные даты, связанные с Его земной жизнью остались известны людям и что бы эти даты сохранились на страницах священного писания. Студент из Владикавказа пишет: «Вы назвали свой цикл к двух- тысячелетию Рождества Христова. Однако во многих учебниках и исторических справочниках публикуется информация о новых исследованиях, утверждающих, что Спаситель родился в 5 году до нашей эры. Что вы можете сказать по этому поводу?» Ответ: «Ну, во-первых, давайте поговорим о том, что такое эра, и что такое летоисчисление?» «В древности эра привязывалась либо к какому-нибудь событию, либо к какому-нибудь географическому месту, либо какой-то личности. Вот известна греческая эра олимпиад, то есть некое летоисчисление, привязанное к проведению спортивных олимпийских игр. Или эра города Рима, эра, привязанная ко дню или году закладки города Рима уже в Христианскую эпоху монах – ученый Дионисий малый, который занимался вопросами летоисчисления, решил соотнести эру императора Иклитиана ко времени Рождества Христова и установил то, что, мы называем христианским исчислением. Более поздние ученые, изучая труды, Дионисия Малого, поставили под сомнение некоторые из его расчетов. И сказали, что может быть, Дионисий Малый и ошибся на несколько лет. Некоторые говорят на 3 года, а другие говорят на 5. А вот, теперь и давайте, скажем – спросим: какое все это имеет значение - ошибся Дионисий Малый, не ошибся Дионисий Малый? Что такое празднование события? Мы же ведь с вами нематематическими - астрономическими изученьями занимаемся, а мы празднуем событие двух тысячелетия Рождества Христова. Дата конечно условная, но, празднуя событие, мы должны в первую очередь вспомнить об этом событии, подумать о нем – ведь всякий праздник это повод, дающий нам возможность задуматься о смысле того, что мы празднуем. Правы ученые или не правы, которые критикуют Дионисия Малого. Действительно он ошибся или не действительно он ошибся, человечество не изменит своего летоисчисления. Потому что само летоисчисление стало уже колоссальной, культурной, исторической, духовной ценностью. Колоссальные, огромные события невероятной важности привязаны к конкретным годам этого летоисчисления. Это наша человеческая история и никто ее не будет переписывать с поправкой на 2 или 3 года. Поэтому все человечество, совершенно сознательно зная, о разговорах, о возможной ошибке Дионисия Малого сознательно готовятся к празднованию двух тысячелетия пришествия в Мир Христа Спасителя. И, вот, как важно, чтобы это празднование не было формальным, не было только фольклорным, не было бы только внешним торжеством. Чтобы, вспоминая об этом событии, мы могли обновить наше понимание всего того, что произошло в связи с пришествием в Мир Христа Спасителя. И чтобы из этого празднования каждый мог сделать важные выводы для своей жизни, чтобы эти выводы мог сделать не только человек, не только отдельная личность, но и общество и государство, а может быть и вся человеческая семья".
(Православная программа "Слово пастыря" ОРТ 1998-01 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1