В начале IV века осужденные христиане области Кархидона, несмотря на запреты Диоклетиана, собрались в воскресенье и ответили: «Мы не можем жить без Вечери Господней». Сегодня же большое количество людей, называющих себя православными христианами, признаются, что редко посещают воскресную Евхаристию. Однако Евхаристия, как учит нас Церковь, – это источник и начало всей христианской жизни. В наши дни три четверти молодых людей, приходящих в храм на венчание, утверждают, что веруют, однако не ходят в церковь. И те, и другие верят, но… по-своему.
Откуда происходит столь значительное отдаление людей от Церкви? Конечно, мы можем обвинить в этом сам способ служения. Чрезмерная или недостаточная сакральность редко бывает прекрасной: сложные чтения, проповеди, которые часто кажутся скучными. Подобные заявления ни о чем не говорят, кроме как об отсутствии интереса к воскресной литургии. Но разве не является главной причиной этого трудность для большинства христиан понять, что происходит во время Божественной литургии? Конечно же, таинство. Но наша вера позволяет нам прожить это таинство как некий мир света, но не тьмы.
Пришло время рассмотреть, что же, собственно, происходит во время Божественной литургии? Постараемся войти в мир этого таинства через двери Святого Духа.
Объясним:
– почему молитвы призвания Святого Духа занимают центральное место в литургии;
– почему Божественная литургия является нашей духовной пищей.
Тело и Кровь Христовы. Как такое возможно?
При абсолютно различных условиях этот вопрос дважды задается в Евангелии: «Как такое возможно?» Этот вопрос задает Мария во время Благовещения, когда Ангел объявляет Ей, что у Нее будет ребенок: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). С меньшим смирением и открытостью к невозможному и в то же время возможному для Бога этим вопросом задаются люди, находящиеся в капернаумской синагоге, когда Христос говорит, что дарует им хлеб жизни – Свою Плоть – во спасение мира: «Как он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин. 6:51-52) В обоих случая ответ заключается в действии Святого Духа. Ангел говорит Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35). Христос отвечает своим слушателям в капернаумской синагоге: «Дух животворит, плоть не пользует нимало» (Ин. 6:63).
Как такое возможно? Этим вопросом задаемся и мы, когда на Божественной литургии иерей дает нам хлеб и вино, называя их «Телом и Кровью Христовыми». Мы можем ответить словами Ангела: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя». Именно таким образом об этом говорят евхаристические молитвы призывания Святого Духа. Различным образом здесь произносится одна и та же молитва к Богу: «Ниспошли Духа Своего на вино, хлеб и весь предстоящий народ».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев