Десятый день.
Св. мученик Мина.
(Уроки из жизни св. муч. Мины: а) о примирении ссорящихся и б) о добродетели терпения).
I. Ныне память свв. мучеников Мины, Ермогена и Евграфа. Мина, образованный и красноречивый афинянин, исповедывавший тайно веру Христову, быв послан в качестве воеводы императором Максимином в Александрию для укрощения смут, возникших между христианами и язычниками, успел «примирить и успокоить» враждующих, но вместе с тем воспользовался этим случаем, чтобы открыто проповедывать истину христианской веры.
Узнав об этом, Максимин отправил в Александрию епарха Ермогена для суда над бывшим своим приближенным, воеводою Миною, и с строжайшим приказом очистить город от христиан.
Ермоген, также афинянин и хотя язычник, но одаренный высокою душою, которой свойственны были христианские чувства и понятия, начав производить суд над Миною, был так поражен его ответами и потом «терпением», с которым Мина переносил истязания, которым он по обязанности своей подвергнул его, что сам уразумел истину и достоинство христианской веры, просветился окончательно от мученика Мины и, приняв от него крещение вместе со множеством народа, был поставлен епископом александрийским.
Тогда Максимин сам прибыл в Александрию (ок. 311 г.) и, несмотря на поразительные чудотворения, проявленные во время жестоких истязаний, которым были подвергнуты Мина и "Ермоген, не уразумел истины, не смягчился в своей ожесточенности, и даже собственными руками умертвил уверовавшего при этих чудесах в Бога христианского одного язычника, именем Евграфа, который во всеуслышание стал славить имя Господа, творящего чудеса. Свв. же муч. Мина и Ермоген были усечены мечом.
Мощи этих святых мучеников были впоследствии перенесены в Константинополь.
II. Два урока преподает нам св. мученик Мина, ныне вместе с другими св. мучениками воспоминаемый церковию для нашей духовной пользы.
а) Первый тот, что христиане, по примеру св. муч. Мины, должны примирять враждующих и прекращать ссоры. Св. Иоанн Златоуст с великою силою убедительности и красноречия так говорит об этой добродетели. «Когда видим, что другие ссорятся и дерутся между собою, то спокойно стоим, забавляемся бесстыдством других, и окружаем это диавольское зрелище, которого может ли что быть безчеловечнее? – Видим, что бранятся, дерутся, раздирают друг у друга одежду, обезображивают лица, и спокойно продолжаем стоять? – Ужели тот, кто дерется, медведь? – ужели зверь? – ужели змий? Это человек, всегдашний сообщник твой; он – брат тебе, он член твой! Итак не смотри, но прекращай ссоры; не забавляйся, но укрощай; не побуждай других к такому бесстыдству, но разнимай и усмиряй дерущихся; потому что радоваться таким случаям свойственно только людям бесстыдным, непотребным и безумным. Ты смотришь на человека, бесстыдно поступающаго, и не замечаешь, что и сам то же делаешь? – И ты не вступаешься, чтобы рассеять сборище диавольское, и прекратить злобу человеческую!»
Предвидя, что некоторые христиане по поводу этого совета примирять враждующих скажут, что они могут подвергнуться оскорблениям и побоям, продолжает: «ты не примешь их; а если и примешь, то это будет тебе вместо мученичества, потому что за Бога претерпишь это. Если же не хочешь принять побоев, то подумай: Сам Господь восхотел претерпеть за тебя крест. Как обижающий, так и обижаемый, от сильного гнева, ими преобладающаго, подобны пьяным и потерявшим рассудок; потому имеют нужду в человеке здравомыслящем, который бы им помог – первому, чтобы перестал обижать, а второму, чтобы избавился от побоев. Итак пойди, и подай руку помощи – трезвый опьянелому, ибо опъянение, происходящее от гнева, гораздо хуже опьянения от вина! Посмотри на корабельщиков: они как скоро видят где-либо кораблекрушение, тотчас, поднявши паруса, спешат, дабы исхитить от волн товарищей по ремеслу. Итак, если имеющие одинаковое ремесло так друг другу помогают, то тем паче надлежит помогать друг другу тем, которые имеют одинаковую природу, ибо здесь кораблекрушение гораздо бедственнее того. Ибо во время ссоры или изрыгают хулы, и таким образом теряют все прежния добрыя дела: или в сильном гневе клянутся ложно, и таким образом впадают в геенну; или наносят побои и совершают убийство, и опять подвергнутся такому же кораблекрушению.
Итак пойди, прекрати зло, спустись в это бурное море и исхити утопающих, и разрушив зрелище диавольское, уговаривай каждого порознь, погаси пламень и укроти волны. Если пожар и распространится, огонь усилится, не бойся; ибо многие тебе подадут руку помощи, только начни, и прежде всех поможет Бог мира.
И если ты первый начнешь гасить пламя, то несмотря на то, что многие другие тебе будут помогать, ты один получишь награду за все. Послушай, что говорит Бог иудеям пресмыкающимся долу: если увидишь, говорит Он, упадшего осла у врага твоего, не проходи мимо, но подними. Но гораздо легче разнять ссорящихся между собою, нежели поднять упадшую скотину. Если же должно поднимать осла у врагов, то тем более души у друзей, особенно когда последнее падение гораздо бедственнее; ибо души упадают не в грязь, но в огненную геенну, от тяжести гнева. А ты, жестокий и безчеловечный, видя брата своего лежащего под тяжким бременем и диавола предстоящего и разжигающего пламя гнева, проходишь мимо! И скот оставлять без помощи не безопасно. Самарянин, когда увидел раненаго, совсем неизвестного ему человека, и не имевшего никаких к нему отношений, остановился, посадил его на своего осла, привез в гостиницу, нанял врача и "деньги гостинику частию заплатил, частию обещал заплатить. А ты, видя человека, который попался не разбойникам, но полчищу демонов и ярости врага, не в пустыне, но среди площади, – когда тебе не нужно ни платить денег, ни нанимать осла, ни далеко идти, но только сказать несколько слов, – ты, жестокий и безчеловечный, не хочешь помочь, но бежишь мимо! Как же ты надеешься сам когда-нибудь получить милость у Бога?» (Из твор. св. I. Злат. сн. В. ч. 1889 г. 35).
б) Второе наставление, получаемое от жизни св. муч. Мины, то, что христианин должен с великим терпением и без всякого ропота сносить постигающия его бедствия и даже страдания, как делал это св. муч. Мина и все другие св. мученики. Св. Григорий Двоеслов увещевая к терпению, говорит: «добродетель терпения обыкновенно упражняется тремя способами, ибо мы иное терпим от Бога, иное от древняго врага, а иное от ближняго. От ближняго мы терпим преследования, вред и поношения, а от древняго врага – искушения; от Бога же вразумления. Но во всех этих трех способах ум тщательно должен осматривать сам себя, дабы против обид со стороны ближняго не увлечься желанием воздаяния злом на зло; дабы против вражиих искушений не преклониться к услаждению, или к согласию на беззаконие; дабы против вразумлений Создателя не пасть в ропот. Ибо враг терпит совершенное поражение тогда, когда душа наша и среди искушений не увлекается услаждением и согласием, и среди поношений от ближняго остерегается ненависти, и среди вразумлений Божиих воздерживается от ропота.
Исполняя это, мы не должны желать себе воздаяния благами настоящими; ибо за подвиг терпения надобно ожидать благ будущей жизни, так чтобы награда за наш подвиг началась тогда, когда уже весь подвиг решительно кончится. Поэтому и чрез псалмопевца говорится: «не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца» (Псал. 9, 19). Ибо терпение убогих кажется как бы «погибшим», когда за него ничем не воздается в этой жизни. Но терпение убогих «не погибнет до конца», потому что слава за него получается тогда, когда вместе кончается все трудное.
Итак, братие, храните терпение в душе, и выражайте его на деле, когда требуют обстоятельства. Никакие поносительные слова да не подвигнут никого из вас к ненависти ближняго; никакие убытки в преходящих вещах да не смущают. Ибо, если желаете славы вечного воздаяния, то не жалейте о том, что потерпели временную обиду. Итак, терпите врагов ваших, но любите, как братьев, тех, от которых вы терпите. За временные обиды ищите вечных наград. Впрочем никто из вас не должен иметь самонадеянности, будто он может исполнить это своими силами, но усердно молитесь, чтоб это совершил в вас Сам Тот, Кто заповедует. И мы знаем, что Он охотно выслушивает молящихся, когда они молятся о даровании того, что Он заповедует». (Из твор. св. Григория Двоеслова))
III. Молитвами св. муч. Мины да дарует нам Господь спасительное терпение в перенесении бедствий и св. дерзновение примирять враждующих. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев