***
Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим. Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
ПЕРЕНЕСЕНИЕ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА (УБРУСА) ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ⧸ ПРАЗДНИК ДНЯ
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ (Священник Валерий Духанин)
Во многих храмах на молящихся смотрят очень необычные лики Спасителя — они словно нарисованы на прямоугольном куске белой материи, который либо поддерживается ангелами, либо вовсе парит в воздухе. Такие лики традиционно именуются «Спас Нерукотворный». Иконы эти широко распространены, однако мало кто знает, что у них есть реальный исторический прототип, а эпитет «нерукотворный» — не просто красивая метафора, а понятие, отражающее очень важную часть церковного предания и возвращающее нас к истокам христианской истории.
Вместе со священником Валерием Духаниным вспоминаем удивительную историю возникновения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа:
Самая первая икона Христа
С нами Бог!
Царь Авгарь из Эдессы - первый христианский правитель
Послание Спасителю
Желание запечатлеть Лик Христа
Переписка Христа и царя Авгаря
Нерукотворный Образ Спасителя
Исцеление Авгаря
Водружение Образа над воротами города Эдессы
Противостояние Персии и Византии
Чудесное обретение Нерукотворного Образа и освобождение от захватчиков
Списки с чудотворного Образа Христа
Священные изображения в Храме Соломона
Под властью мусульман
Перенесение Нерукотворного Образа из Едессы в Константинополь
Крестовый поход на Константинополь
Утрата святыни
Иконографическое творчество
Любовь Воплощенная
Созерцание Лика Христа
Чудесное спасение царской семьи во время крушения поезда
Упование на Бога
Тропарь, глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.
Молитва ко Господу
Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.
Ина молитва ко Господу
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.
Комментарии 3