Как понять волю Божию, есть она или нет на какое-то дело? Вопрос непростой, очень интересный и актуальный. Часто под словосочетанием «воля Божия» мы понимаем некий категорический императив, ждем, что нам откроются Небеса, и оттуда будет глас, глаголющий: «Езжай в эту поездку, Иван, тебя будут ангелы сопровождать, и Я, Господь Бог Вседержитель, тебя благословляю». Редко так бывает.
В Евангелии мы слышим этот голос с небес, глаголющий в отношении Иисуса Христа: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3: 17), и то у нас возникает вопрос, слышал ли этот голос только Иоанн Предтеча или все окружающие ученики. Апостол Павел слышал голос (см.: Деян. 9: 4), но все эти исключительные случаи настолько редки, что, наверное, Священное Писание большинство из них в себе содержит. В остальных же случаях воля Божия выражается в знаках и намеках, или же это какие-то частные откровения, в виде явления Пресвятой Богородицы или святых угодников Божиих для людей преподобнического жития.
Есть большое сомнение в отношении того, что мы волю Божию можем как-то по символам, знакам отгадывать. Есть люди, которые по Библии гадают: вот, сейчас на случайной странице открою, пальцем ткну, и что там написано, то и исполню. И, вы знаете, иногда попадаются такие замечательные цитаты, например: Продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19: 21). А человек сразу начинает сомневаться: «Нет, я еще раз погадаю, что-то не то выпало». А потом выпало другое место: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5: 16–18), и человек говорит: «О, это хорошее место, вот это я буду исполнять: радоваться и радоваться, насчет непрестанной молитвы не знаю, как получится, а за все благодарить – это уже на третьем месте, главное, радоваться».
Прежде всего, воля Божия заключается в Священном Писании. Какова суть Священного Писания? Священное Писание – это не просто библейская история, история спасения человечества, история диалога человечества с Богом, вернее, откровения Бога человечеству. Оно передает некие принципы жизни, одним из которых является то, что «Бог есть Творец неба и земли» (см.: Быт. 1: 1). Это главный принцип, который красной нитью проходит сквозь Ветхий Завет. А Новый Завет добавляет: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16). Итак, два принципа. Первый – Бог сотворил мир со всеми его законами. И второй принцип – Христос нам этого Бога Отца являет.
Воля Божия заключается в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4). Воля Божия – это наше призвание, наше соответствие той первозданной природе, какой она была в раю. Воля Божия – это не рельсы, по которым мы катимся и не можем сдвинуться ни вправо, ни влево, потому что там обрыв, пропасть и смерть. Воля Божия – это, скорее, где-то там, в конце, фонарик, который светит и нас к себе притягивает. А уж как мы свои собственные таланты применим и как мы к этому искомому финалу дойдем, это наша свобода.
Бог призывает человека, но не понуждает его. Апостол Павел обращается к христианам: «Вы – призванные святые» (см.: 1 Кор. 1: 2). То есть Господь нас позвал, а дальше – наша свобода. В этом христианство принципиально отличается от ряда других религий, которые говорят, что у человека есть заданный путь, который нужно просто открыть, обнаружить, выявить о себе. В христианстве же – полная свобода.
Один из наших современников, человек высокодуховной жизни, сказал примерно следующее: «Если ты хочешь познать волю Божию, то делай все самое доброе и лучшее во славу Его, что можешь. И если ты увидишь, что это ведет ко благу, то знай, что Господь тебя благословил, в этом Его воля».
Как узнать волю Божию в каком-то конкретном случае? Прямо она не откроется, священник не скажет, небеса не отверзнутся, по Библии гадать нельзя. Но если у человека христианское устроение, если сама мотивация исходит из евангельских заповедей, значит, вероятность того, что все совершится, как полагается, высокая, особенно если это будет сопровождаться молитвой. Но здесь нет никакой страховки: машину освятил, все, должна быть гарантия, что в автокатастрофу не попаду. Такого не бывает.
иеромонах Ириней (Пиковский)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1