Догматическое богословие: благодать
Слову «благодать» соответствует в греческом языке слово χάρις, в латинском – gratia. Древние греки и римляне этими словами выражали понятие о приятных свойствах человека или предмета (красота какой-либо вещи или произведения искусства, красота лица, речи, движения, поведения и т. д.). Другое значение этого слова выражает чувства, которые некие предметы или лица возбуждают в окружающих людях (сочувствие, благоволение, милость, милосердие, благодарность и т. п.).
В древнееврейском языке слову «благодать» соответствует слово hēn. В своем первоначальном значении оно указывает на свойства предметов, возбуждающие у людей чувства эстетического удовольствия и удовлетворения. Пример такого употребления слова hēn мы видим в (Еккл. 10:12): "Слова из уст мудрого – благодать", т. е. слова мудрого человека доставляют удовлетворение слушающему.
Чаще в Ветхом Завете это слово используется для обозначения добрых чувств, возникающих между людьми, – таких как благосклонность, благорасположение.
Например, в (Исх. 3) Бог говорит: "И дам народу сему (т. е. Израилю) милость (hēn) в глазах Египтян".
Авраам, когда увидел трех ангелов, воскликнул: "Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего" (Быт. 18:3).
Также слово «благодать» в Ветхом Завете может выражать милость и благоволение Бога к человеку: "Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога" (Быт. 6:8).
В Новом Завете слово χάρις употребляется:
1) применительно к отношениям между людьми. Иногда этим словом обозначаются некие блага, причем не только духовные, но и материальные, которые имеют духовное значение.
В (1Кор. 16) милостыня для Иерусалимской Церкви названа словом «благодать» (в синодальном переводе – «подаяние»).
В (2Кор. 8) ап. Павел, перечисляя добродетели, которыми обладают жертвовать бедствующим Церквам: "...изобилуйте и сею добродетелью (χ άριτι)".
В других коринфские христиане, напоминает им о необходимости случаях это слово употребляется по отношению к чисто духовным понятиям: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (Еф. 4:29);
2) для выражения отношения Бога к человеку. Здесь могут иметь место два смысла.
Во-первых, слово «благодать» может употребляться в значении одного из Божественных свойств. В этом случае благодать трудно отличить от таких свойств Божиих, как благость, любовь и милость, но при этом данный термин имеет «динамический» оттенок – характеризует действие Бога в отношении человека.
В Священном Писании есть немало примеров такого употребления слова «благодать».
В (1Пет. 4) о служителях Христовых сказано как о добрых домостроителях многоразличной благодати Божией, т. е. милости Божией, которую Бог изливает на людей различными способами через Своих служителей.
В (1Пет. 5) Бог называется Богом всякой благодати.
У ап. Павла читаем: "Бог же силен обогатить вас всякою благодатью" (2Кор. 9:8), т. е. этим словом названа вся полнота духовных даров, которую Бог сообщает человеку.
У ап. Павла это же слово может означать милость Божию к падшему человечеству, явленную в деле искупления, например в (Тит. 2:11): "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков".
Во-вторых, слово «благодать» может означать полноту любви и милости Божией, явленной в искуплении и изливающейся на людей в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды искупления, возрождает их и помогает им в деле спасения:
"...Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2Кор. 12:9);
"...благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился (имеются в виду другие апостолы. – О.Д.); не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1Кор. 15:10).
Когда речь идет о благодати как о Божественной силе, слово χάρις часто заменяется словом δύναμις, что буквально означает «сила». Незадолго до Вознесения Господь сказал ученикам: "...но вы примете силу (δ ύναμιν), когда сойдет на вас Дух Святый" (Деян. 1:8).
Ап. Павел говорил: "...тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол. 1:29).
источник: протоиерей Олег Давыденков. "Догматическое богословие"
Нет комментариев