ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...
КТО ТАКАЯ — БАБА-ЯГА?!..
Мои дети очень любят эту старушенцию. Причем, говоря о ней, далеко не всегда присваивают ей традиционно негативный образ.
А недавно прямо так и спросили: «Папа, а Баба-яга – кто это?» А правда, кто?
С удивлением для себя я обнаружил, что, кроме как «сказочный персонаж русского фольклора», в голову ничего не приходит. Но, как мы знаем, «нет дыма без огня», и просто так, из ниоткуда, в фольклоре и народном творчестве персонажи не возникают. Нужна какая-то база, некий изначальный образ, от которого все отталкивается далее.
Не на шутку заинтересовавшись этим «детским» вопросом, я погрузился в поиски и обнаружил, что версий множество – как откровенно «притянутых за уши», так и достаточно обоснованных.
Среди первых имеет смысл привести ту, которая считает, что Баба-яга родом из Центральной Африки. Типа, она была королевой племени людоедов ягга, отсюда и такое имя.
В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины, и там появилась португальская колония – Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управляла эта людоедка-царица.
На мой взгляд, эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы только потому, что в славянском фольклоре образ Бабы-яги встречался существенно раньше семнадцатого века. Да и культурных связей у жителей русской глубинки с португальцами, мягко скажем, было не особенно-то много.
А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы-яги в Индии. Для обоснования столь неожиданного места ее обитания он рассматривает описание избушки на курьих ножках, в которой живёт Баба-яга. По его мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные российские зимы, так как высоко поднятый над землей дощатый пол не защитит дом от морозов, а современных теплоизоляционных материалов тогда еще не существовало.
Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого климата: теплого и влажного. Например, из лесов Индии. Там дом, установленный на сваях, не будет затапливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не станут надоедать ядовитые змеи и малоприятные насекомые. Кроме того, сохраняется продуваемый ветрами дом в жарком влажном климате куда дольше, чем стоящий непосредственно на самой сырой земле.
Также он обращает особое внимание и на то, что в ряде сказок к Бабе-яге приходят за советом, и она никогда не отказывает в нем, даже если визитер ей совершенно незнаком. Правда, всегда это делает возмездно. «А к кому незнакомые люди ходят за советом? – спрашивает А. Подъяпольский. – Конечно же, к учителю, наставнику, мудрецу».
Если действие и впрямь происходит в Индии, то там таких наставников уважительно называют «бабА» и по сей день. Кроме того, важным моментом является то, что в этом регионе самое известное философское учение – это йога. Слово «яга» в русском языке запросто могло произойти от «йога», а в таком случае «бабА-йога» означает на санскрите не что иное, как учитель-йог.
А то, что в древности между Индией и славянами, жившими на территории современной России, существовали торговые и культурные связи, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений.
А вот учёный Ю. Росциус считает, что сказки о Бабе-яге являются доказательством визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей. В качестве одного из доводов он предлагает подробно рассмотреть ступу, на которой летает эта бабулька. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Полёт Бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли – которые выворачивало, которые ломало».
Косвенным аргументом передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла. За ступой, как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый след – «как будто его на небе метлой заметали». Используя имеющийся в то время терминологический аппарат, как бы еще возможные наблюдатели смогли описать увиденное?
Отдельно стоит остановиться на избушке Бабы-яги. Во всех сказках ее жилище описывается примерно одинаково: «Стоит избушка на курьих ножках», «У этой избушки нет ни окон, ни дверей», «Лежит в ней Баба-яга, из угла в угол ноги упёрла». Странное описание домика, правда? Особенно если учесть, что подобное «строительство» было не свойственно славянам в принципе. Но все встает на свои места, если предположить, что речь идет не о доме как таковом, а о некой спускаемой капсуле. В таком случае понятна и теснота, и отсутствие дверей с окнами, и «куриные» ножки – посадочные опоры.
Особое внимание стоит уделить не раз описанным черепам, окружающим быт Бабы-яги. Они и на заборе у нее висят, и в доме присутствуют, и одарить ими гостя незваного она готова. Только давайте все же будем помнить, что череп в старославянском языке – это не только кость головы, но и скорлупа, и крепкая оболочка любого предмета. Черепки разбитой глиняной посуды ведь ни у кого ассоциаций с размозженной головой и по сей день не вызывают?
Вот цитата из сказки «Василиса Премудрая»: «Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго. У всех черепов на заборе засветились глаза, и на поляне стало светло, как днём»… По-моему, речь идет о банальном освещении периметра.
Кстати, инопланетное происхождение Бабы-яги легко объясняет и ее ужасный, с нашей земной точки зрения, внешний вид: огромный горбатый нос (дыхательная маска?), горб (ранец?), по некоторым источникам – рог (устройство связи?), костяная нога (сдаюсь, я не знаю, что бы это такое могло быть).
Интересно также проанализировать описываемый контакт Бабы-яги с людьми. Ох, как тоже все не однозначно! С одними она миролюбива, доброжелательна, к ней обращаются за помощью и советом. Даже навигатор (волшебный клубочек то есть) она незнакомому человеку вручить готова. Да что там клубочек, вон – Василисе Премудрой она вообще лучевое оружие подарила, которым та неудобных родственничков уничтожила! Кстати, тоже в форме черепа.
С другими она менее дружелюбна и, прежде чем понять, что с ними делать, тестирование на уровень интеллекта устраивает. Это я про любимую ей игру в загадки говорю.
Третьих она вообще сразу, без разговоров изничтожить пытается. А с четвертыми пьянство пьянствует и душу им изливает. Но интереснее всего то, что все источники ее всегда подозревали в киднепинге, – детишек она, мол, похищала. Зачем? По соображениям некоторых ученых, занимавшихся этим вопросом, – исключительно для культурного влияния на расу в целом, так как это дело гораздо быстрее идет непосредственно через детей.
Наверное, поэтому в сказках часто фигурирует похищение ребенка – чаще всего мальчика. Это легко объясняется социальным и общественным различием функций мужчин и женщин в то время. На первых лежало развитие общества, руководство, внедрение новых идей и технологий, а на вторых – рождение детей, уход за ними и поддержание домашнего очага. Дикий человек в то время был, с нашей цивилизованной точки зрения, что уж тут поделать – никакого равноправия.
Самый простой вывод, который напрашивается из столь разнотипичного поведения Бабы-яги, – что она была не одна. На планете присутствовала целая миссия Бабок-Ёжек (понимаю, что смешно звучит), равномерно рассредоточенная по европейской территории современной России (а впрочем, не только).
Так что же я отвечу на очередной вопрос своих детей из серии «Папа, а Баба-яга – кто это?»?
Ммм… Пока не знаю, но подумать в любом случае есть над чем.
/////////////////////////////////
ТАК КТО же всё таки ОНА?!...
БАБА - ЯГА КОСТЯНАЯ НОГА
Самый популярный персонаж славянских сказок, чье имя значит Баба-Язва, имеет крайне мрачное происхождение, а описание ее очаровательного жилища было верным способом до икоты напугать маленьких полян, древлян и прочих кривичей. Ибо даже самые юные обитатели славянских земель, увы, хорошо знали, что такое избушка на курьих ножках. Вплоть до XIII–XIV веков, а кое-где и дольше, аж до XIX века, на наших лесных территориях покойников хоронили в домовинах — «избах смерти». Это был отличный способ захоронения для богатых деревом северных земель с их вечно промерзшей землей.
Выбирались несколько стоявших рядом деревьев, их срубали на высоте полутора-двух метров, корни подсекали и частично вытаскивали наружу, чтобы уберечь стволы от гнили, а вверху возводили небольшую избушку, куда и помещали труп вместе с причитавшимися ему яствами и кое-каким скарбом. В такую избушку почти не могли попасть хищники, а стоять они могли десятилетиями и веками. Бабка-Язва, Старуха-Мор, а именно сама Смерть, конечно, рассматривала эти домики как свое законное жилье. Ее костяная нога, принадлежавшая миру мертвых, грозно стучала на тех, кто осмеливался сунуться ближе к этому охраняемому захоронению.
И все Иваны Царевичи, попадавшие к ней в гости, проходили те обряды, которые были положены покойникам: их обмывали, избавляя от «человечьего духа», выдавали им пищу в долгий путь и укладывали спать — надолго.
А Вы как думаете?
©Дутов Андрей
ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на группу "ВКОНТАКТЕ" - "СКАЗАНИЯ о РОССИИ" там ещё больше статей на разные темы ссылка https://vk.com/russkazi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
По России прошёл слух
(Слышал это от старух),
Что у леса на опушке,
Захворала мол старушка.
Приболела Баба Яга,
И у её избушки,
Подломилося нога..
Ванька красный мОлодец,
В помощь к ней собрался в лес.
Ничего, что там Яга
И костяная пусть нога.
Старым надо помогать,
Старых надо выручать!
Милая ты, Баба Ёшка,
Прошу, ты потерпи немножко!
Уже в пути удалец - Иван
И хоть в гости он не зван,
Всё же ты слезай с печи,
И скорей блины печи!
Накрой стол свой, самобранкой,
Чай попей ты с нашим Ванькой.
С мёдом, с травкой заворной,
Ванька, парень деловой,
Он не просто так придёт,
Настроенье принесёт!
Всех взбодрит и исцелит,
Словно доктор Айболит!
Снова в ступе полетишь,
Хоть в Москву, хоть на Париж!
Может даже в кругосветку?
Ты у нас не малолетка,
Ступой управлять умеешь,
Думаю, что не сомлеешь.
Провиант не запасай,
Налегке в ступе летай.
В каждом лесе Леший есть,
Хоть в немецком, хоть в французском,
Он живёт не только в русском.
Кто там у тебя бывает?
Не только Леший это зн...ЕщёПриболела баба Яга...
По России прошёл слух
(Слышал это от старух),
Что у леса на опушке,
Захворала мол старушка.
Приболела Баба Яга,
И у её избушки,
Подломилося нога..
Ванька красный мОлодец,
В помощь к ней собрался в лес.
Ничего, что там Яга
И костяная пусть нога.
Старым надо помогать,
Старых надо выручать!
Милая ты, Баба Ёшка,
Прошу, ты потерпи немножко!
Уже в пути удалец - Иван
И хоть в гости он не зван,
Всё же ты слезай с печи,
И скорей блины печи!
Накрой стол свой, самобранкой,
Чай попей ты с нашим Ванькой.
С мёдом, с травкой заворной,
Ванька, парень деловой,
Он не просто так придёт,
Настроенье принесёт!
Всех взбодрит и исцелит,
Словно доктор Айболит!
Снова в ступе полетишь,
Хоть в Москву, хоть на Париж!
Может даже в кругосветку?
Ты у нас не малолетка,
Ступой управлять умеешь,
Думаю, что не сомлеешь.
Провиант не запасай,
Налегке в ступе летай.
В каждом лесе Леший есть,
Хоть в немецком, хоть в французском,
Он живёт не только в русском.
Кто там у тебя бывает?
Не только Леший это знает:
Горыныч, вечно с Бодуна,
У него беда одна.
Царь Кащей, гремит костями,
Тощий, страшный, вечно пьяный....
Кикимора болотная, вечно недовольная,
На ромашке всё гадает,
Ей жених не выпадает.
Ну, а она же очень хочет,
Вот в болоте всех щекочет!
Кто ещё у нас остался,
На глаза мне не попался!?
Этот, как его, Упырь?
Всё глазами так и зырит,
Где что лежит и, чтобы стырить...
Нет, не тот это народ,
Чтоб Ваню взяли в оборот!
Ваня, брат наш, боевой
И с холодной головой!
Никому не одолеть,
В луже все будут сидеть!
Так что, Ёшка, не журись,
Лучше с Ваней подружись!
И избушку он поправит,
Более не захромает.
В общем гостя ты встречай,
Чаем с мёдом угощай!
Опосля, пойдут туристы,
Слава будет и горнисты.
Уважение, почёт, может и мне перепадёт!))))
Александр Зайцев
18.01.2021 г.
Ой, ветер свищет...ой- пурга!
Загрустила что-то Баба-Яга..
Затушила свечку, забралась на печку,
Помело- под ухо, и сопит старуха,
Будто нос у ней не нос, а- насос.
Утром к ней Кащей Бессмертный приходил.
Злато- серебро на лавке разложил:
"Сыгранём в картишки или в шахматишки?"
Но Яга Кащея вытолкала в шею:
"Ты чего пристал, Кащей, как репей?!"
А намедни Змей Горыныч зазывал!
Чуть, трехглавый, телефон не оборвал..
Всё шипел на ушко: "Прилетай, подружка!"
Еле отбрыкалась.. ступа, мол, сломалась.
Неохота к Змею ей. Хоть убей!
Ей бы к Лешему весёлому сгонять!
Чай с малиновым вареньем похлебать..
А потом — на санки:
Рощи да морянки, соснячки, дубравы...
Покатай, кудрявый!
Но не скинуть ног с печи. Хоть кричи!
Ой, ветер свищет...ой- пурга!
Заболела, что ли, Баба-Яга?..
А я помню ещё те, старые экранизации сказок о пресловутой Бабе Яге. Главным исполнителем её роли был знаменитый актёр Георгий Милляр. До того уж натурально он перевоплощался в этот образ, что его, помню, в таком виде мы только и представляли. Огромного таланта был человек, это бесспорно! Так сыграть натуральную нечисть, вроде, но как человека, пусть и страшноватого внешне, но настолько изворотливая, живая, по-своему даже умная получалась у него старушка, мама не горюй!
Может быть, у кого-то и другое мнение сложилось, но и у Елены Яковлевой в "Последнем богатыре" эта непотопляемая старушенция мне тоже нравится. Да, она отличается от ...ЕщёИнтересный познавательный материал ты выставил о таком знаменитом персонаже наших сказок - Бабе Яге, Александр! Я никогда не задавалась этим вопросом - откуда она "родом",а ты целое исследование выставил об этом. И стихи твои такие юморно-житейские тоже интересны! Разговариваешь с ней и о ней прямо как будто присутствуешь там, в сказках.
А я помню ещё те, старые экранизации сказок о пресловутой Бабе Яге. Главным исполнителем её роли был знаменитый актёр Георгий Милляр. До того уж натурально он перевоплощался в этот образ, что его, помню, в таком виде мы только и представляли. Огромного таланта был человек, это бесспорно! Так сыграть натуральную нечисть, вроде, но как человека, пусть и страшноватого внешне, но настолько изворотливая, живая, по-своему даже умная получалась у него старушка, мама не горюй!
Может быть, у кого-то и другое мнение сложилось, но и у Елены Яковлевой в "Последнем богатыре" эта непотопляемая старушенция мне тоже нравится. Да, она отличается от воплощённого Милляром - более современная, что ли. Как-то подобрее, "поженственнее", внешне поинтереснее в смысле "красоты". Но тоже живая, коварненькая, но знающая меру, всё же! показывали рекламу новых серий этого фильма, надо будет посмотреть. Конечно, фильм с наворотами современных технологий поставлен, он отличается от привычных нам, но тоже сказочный сюжет, только в сегодняшнем стиле.
Так что наша экстравагантная во всех временах Бабка Ёжка ещё вовсю здравствует - многая и благая ей лета, как говорится! А нам не терять интереса к сказкам, несмотря на возраст!
Молодец, продолжай в том же духе! Счастливо праздновать вам с Танюшей!