Сегодня я хочу вспомнить о легендарном фильме моего детства. Но и сейчас этот фильм мне также нравится, как и раньше. И если я переключаю каналы телевизора и вижу этот фильм, то обязательно остановлюсь и буду его смотреть. Конечно, мне давно знаком до мельчайших деталей сюжет и все актеры. Но со временем фильм не надоедает. Он все также интересен.
Кстати, когда сценарий фильма попал на киностудию им. А. Довженко, от него уже отказались «Мосфильм», «Ленфильм» и Одесская киностудия. Режиссер Г. Кохан был удивлен этим фактом, пока не увидел этот «сценарий» : десять папок с уголовными делами, немного обработанных литературно. Кохану, тем не менее, материал понравился и он решил взяться за дело.
Кстати, авторы категорически возражали против того, чтобы киноленту называли сериалом. Многосерийный фильм «Рожденная революцией», посвященный работникам советской милиции, снимался под руководством Министерства внутренних дел СССР, а глава ведомства Николай Щелоков невольно придумал ему название.
Многие режиссеры отказывались от работы над этим сериалом, понимая, что за промахи придется оправдываться не только перед начальством киностудии. Но малоизвестный режиссер Григорий Кохан не испугался возможной критики со стороны высокопоставленных руководителей МВД.
Согласившись снять эпопею о становлении правоохранительных органов в СССР, кинематографист настоятельно попросил на главную роль оперативника Кондратьева утвердить актера Евгения Жарикова. Работа над кинокартиной длилась на протяжении нескольких лет. А на смотр первых серий ленты пригласили милицейских начальников.
К несчастью, закрытый показ закончился трагедией: у главы Уголовного розыска Украины, случился сердечный приступ.
Григорий Кохан: Сидим в просмотровом зале. Этот генерал охает, переживает, хватает меня за коленку во время просмотра. А потом он вышел из зала, присел на ступеньку лестницы и... умер. Сердце не выдержало — переволновался. Так и пошел слух среди сотрудников МВД: мол, этот Кохан снял такое кино, на просмотре которого генералы умирают...
Роковой случай стал поводом для вызова режиссера на ковер к самому Щелокову. Но отсмотрев отснятый материал, советский министр остался доволен игрой Жарикова. Он сделал незначительные замечания режиссеру, добавив при этом, что главный герой был рожден революцией. Именно эта фраза вошла в название сериала.
Режиссер Григорий Кохан: "Условием руководства Центрального телевидения было то, чтобы в главной роли снялся известный актер. На что я сказал: «О нет, как раз этого не будет». Познакомившись с Евгением, я сразу понял, что это актер, из которого могу «замесить» все, что захочу. Я немного диктатор по отношению к актерам, люблю, чтобы они беспрекословно выполняли мою волю. Жариков меня понимал, делал абсолютно все, что бы я не потребовал. Но когда я повез Женины пробы в Москву, руководство Центрального телевидения, посмотрев, сказало: «Жариков? А кто он такой, чтобы играть этого персонажа? Нет, мы его не утверждаем». И тогда я вспылил: «Если не соглашаетесь на Жарикова, я отказываюсь от съемок картины». Со скрипом мне дали «добро», заметив, что за провал ленты буду отвечать сам.
Представьте себе, на роль Кондратьева пробовалось более 30 актеров. Ведь предстояло сыграть персонажа, который проживет в картине целую жизнь: от 17-летнего юноши до 77-летнего мужчины. Сначала я думал, что будут сниматься два актера. Но когда увидел Жарикова в гриме старика, тут же принял решение начинать съемки. Я понял, что нашел своего актера.
*Правоохранитель Николай Кондратьев в исполнении Евгения Жарикова получился очень убедительным.
Я собирался снимать в роли возлюбленной Кондратьева одну молодую актрису из Одессы. Но ее пробы посмотрело руководство Центрального телевидения и забраковало, заявив, что еврейка не может играть дворянку. А съемки должны были уже начинаться. Помню, сидим мы как-то с Женей в моем кабинете на Киностудии имени Довженко и вдруг из коридора доносятся крики: «Где тут Кохан? Я к нему на пробы!» Выхожу и вижу молоденькую настоящую русскую девушку. Она узнала о том, что я ищу актрису на главную роль и приехала из Москвы попытать счастья. Тут выскочил Женя и говорит: «Боже, я же ее знаю, это Наталья Гвоздикова, прекрасная актриса». Расхвалил мне ее. А я думаю: «Ну раз герою нравится, значит, сработаются».
Мы снимали момент, где герои Наташи и Жени целовались. Я сказал: «Камера, стоп». Проходит минуты три, а актеры продолжают целоваться. Я говорю: «Женя, что происходит?» — «Григорий Романович, мы же любим друг друга!» Тут они и признались мне, что подстроили Наташины пробы. Но пара была замечательная. И работалось с ними легко.
Кстати, нам во время съемок пришлось с Жариковым даже в камере отсидеть.Договорились с руководством Бутырской тюрьмы, и нас вместе с Женей отвели в камеру к заключенным. Меня они сразу раскусили: «Ну этот подосланный, видно». А вот Жарикова приняли за своего. Он как актер сыграл преступника замечательно, сразу со всеми перешел на «ты». А я, как только за мной закрылась дверь камеры, тут же стал звать охранников: «Хлопцы, как хотите, но я здесь больше ни минуты не останусь».
В основном мы работали в Москве и Ленинграде. В Киеве снимали лишь некоторые сцены в павильонах Киностудии имени Довженко. Сняли также серию, где героев Жарикова и Гвоздиковой проверяли, коммунисты ли они и верят ли в Бога. Надели им кресты и повели в церковь. Отсняли эпизод, а через некоторое время Наташа мне призналась: «Спасибо вам, Григорий Романович, ведь в этой церкви мы и обвенчались».
Но, честно говоря, в начале съемок были у меня и неприятности, связанные с их любовью. Наташа тогда была еще замужем, Женя женат. И когда мы работали в Москве, ко мне приходили родственники Гвоздиковой и Жарикова, жаловались, претензии предъявляли, мол, из-за меня у них семьи рушатся. Но при чем же здесь я?
*История любви Маши (Наталья Гвоздикова) и Николая (Евгений Жариков) была яркой и красивой не только на экране, но и в реальной жизни
Наташа и Женя нравились друг другу и до моей картины. Я просил их лишь об одном: пока не закончатся съемки «Рожденной революцией», не делать решительных шагов. И тут в самом разгаре сериала вдруг выясняется, что Гвоздикова беременна.
Пришлось снимать ее лишь крупными планами, а затем и вовсе «убить», сбросив с поезда. Наташа родила Жене сына через двенадцать дней после окончания съемок «Рожденной революцией».
«А я после съемок в больницу попал с инфарктом, — рассказывал Евгений Жариков. — Ведь это непросто в тридцать три года, столько мне тогда было, сыграть в фильме 60 лет жизни героя — от 17 до 77. Много душевных сил вложил я в эту роль. Люблю ее, но в, то, же время злюсь, когда на улице каждый встречный восклицает: «Вон, «Рожденный революцией» идет!»
После «Рожденной революцией» ему даже отдавали честь милиционеры, когда находился за рулем. Популярность у Жени была колоссальная. Тем больнее мне было осознавать, что после роли Кондратьева Женя не получал особо интересных предложений. Вроде и много снимался, но ничего не запомнилось. Он и сам называл «Рожденную революцией» лучшей своей работой.
Мы снимали последний эпизод «Рожденной революцией» — парад милиции на Красной площади, который принимал герой Жарикова генерал Кондратьев. Женя мне тогда сказал: «Григорий Романович, даже во сне не мог себе представить, что смогу вот так стоять на Красной площади и командовать парадом. Спасибо вам…» Работа продолжалась с восьми утра до восьми вечера. Говорят, когда из Кремля выезжал Леонид Ильич, его машине пришлось на пару минут задержаться из-за наших съемок.
Между прочим, в 1978 году фильм получил Государственную премию СССР. У главных героев фильма есть прототипы с теми же именами и фамилиями: «красный сыщик» Николай Кондратьев (он умер от рака в 50-х годах) и его супруга Мария Кондратьева (умерла в конце 80-х). Они всю жизнь прожили в Петрозаводске.
За этот фильм режиссер получил звание заслуженного работника МВД, которое присваивали тогда лишь генералам и полковникам.
Режиссер специально отказался от цвета на пленке. И хотя то время все фильмы были цветными, Кохан считал, что такой прием придает фильму достоверность.
И вот пришло такое время когда один "деятель", одним росчерком пера эту самую, рождённую революцией советскую милицию, однажды превратил в полицию, которую мы – поколение родившихся и живших в СССР, оторгаем всем нутром. Но всё хорошее имеет способность возвращаться. Будем надеяться...
"Мой адрес - Не дом и не улица, Мой адрес - Советский Союз"
///////////////////////////////////// Back in the U.S.S.R. - дубль 392
©"СКАЗАНИЯ о РОССИИ" #ДутовАндрей ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на группу каждый день выкладываю статьи, которые Вы нигде больше не прочитаете ссылка https://ok.ru/skazi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 19
Спасибо автору за интересную статью !