жизнь и смерть два полюса, которые неизменно сменяют друг друга, продолжают и питают.
КОГДА и КАК ПРИЧИТАТЬ ПО-РУССКИ
В лихие 90-е годы, помню была группа людей, которые с утра собирались на скамейке недалеко от киоска "Союзпечать" и тщательнейшим образом просматривали в газете похоронную колонку. Это были профессиональные плакальщики. Они знали всё: где-то умер, где свадьбу играют, где провожают в армию. Это был их способ заработка. Уверен и сейчас такие есть. Но как это было на Руси? Расскажу в этой статье...
Почему все события в жизни русских крестьян сопровождались громким плачем? Причитания не всегда несли негативный окрас. Причитали, выли, голосили, когда замуж выходили, когда хоронили, когда провожали в солдаты. Так вызывали сочувствие окружающих, так, заплакивая, проливая слезы, изливали душу, избывали горе, исчерпывали печаль, тем самым очищаясь, освобождаясь от страданий и освобождая оплакиваемого.
ПРИЧИТАНИЯ — жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали еще в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события ( смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д.). В большинстве культур причитания исполнялись только женщинами, хотя у некоторых народов ( курды, сербы) существовали специфические мужские плачи.
В русской народной традиции причитания образуют обширную область «плачевой культуры», генетически соотнесённую с обрядами перехода. Основным контекстом причитаний является похоронный обряд, которым заданы основные параметры жанра и, прежде всего, его поэтическая и звуковая символика — важнейшее свойство причитаний в том, что они хорошо слышны миру мёртвых
Невеста, непрестанно причитая с самого момента просватания и до замужества, оплакивала, а значит, прощалась со своей девичьей красой, с отчим домом, с прежним укладом жизни, чтобы стереть прошлое, уподобиться чистому листу бумаги, чтобы «умереть» и вновь родиться в новом обличье - статусе замужней женщины. Выдавали ли девушку замуж поневоле, обыгрывая свадьбу как куплю-продажу, выставляя жениха купцом, а невесту товаром, или молодые женились по обоюдному согласию, невеста в любом случае не могла не горевать о девичестве, о родительском «гнездышке».
Выходила каждый день на крыльцо «бедная горюшница» и голосила, голосили вместе с ней и подруженьки, причитали без конца, когда шили вместе приданое, когда расплетали косу – символ отеческого рода, девичьей красы, молодости, когда устраивали посидки, когда собирали к венцу. Отстраненная от домашних работ, заточенная в родительском доме, лишенная способности спонтанно говорить, невеста «каменела», «мертвела», подготавливаясь к иносказательной смерти, замужеству.
Единственным способом выражения переживаний, волнений, беспокойства была ПРИЧЕТЬ. Причеть знаменовала переход, отрешение от всего, что вот-вот станет былью.
Оплакивая покойного, завывая, голося, сирота, вдова или мать горевали об утрате, сетовали на умершего, что покинул, бросил на произвол судьбы. Горе, вызванное смертью близкого, сковывало: руки, ноги немели, все, на что способен был человек – плач, душа словно покидала тело, подобно тому, как это происходило с умершим.
Так, причитая, живой уподоблялся мертвому, провожая покойного в последний путь, оказывался на периферии двух миров: мира людей и мира потустороннего. И хотя поминали в причитаниях прошлое, когда был жив близкий человек, хотя забегали в будущее, которое часто принимало форму вещего сна, рисуя все его горести, хотя в настоящем и корили покойного, что «ушел раньше времени», покинул, все же, причитая, провожали, «отпускали» душу в иной мир, несмотря на видимый протест, несогласие со смертью.
Ведь если на одном полюсе - смерть и сопровождающий её плач, то на противоположном - жизнь и смех: два полюса, которые неизменно сменяют друг друга, продолжают и питают.
Даже причитания по отдаваемому в солдаты мужу, сыну, брату, несмотря на их ярко выраженный социальный, политический протест, - неотъемлемый атрибут проводов рекрута, а значит один из способов исчерпать горе, выплакать его, выголосить. Причитание – единственное, что оставалось русскому простолюдину в условиях сначала петровской, а затем николаевской 25-летней военной службы. Именно причитаниями, переходящими в сплошной неистовый стон, выражали крестьяне свой неподдельный ужас перед рекрутчиной, жестоким обращением с солдатом, кандалами – нередким спутником солдатчины, - судьями, народными заседателями и прочими изуверствами аппарата царского режима.
Живое, реальное горе, которое становилось предметом причитаний, всегда эмоционально, неподдельно и требовало соответствующей яркости и отчетливости выражения, чтобы все кругом сопереживало, выплескивая тоску, тем самым преодолевая, уничтожая ее. Далеко не каждый мог голосить
Причеть - не просто плач как физическое состояние человека, это плач-поэзия, плач голосом, речью, который в некоторых региональных традициях не должен был в принципе сопровождаться слезами.
Поэтому на помощь нередко призывали специалисток- профессионалок, так называемых воплениц, плакальщиц, причитальщиц, обладающих особой манерой причети, отличной от остальных. Так одна исполнительница могла голосить тревожно, эмоционально, со слезами, прерываясь, не в состоянии сосредоточиться на образе. А другая, наоборот, без слез, размеренно, отключив эмоции, без плача, талантливо используя поэтические образы, символику, связанную с окружающим ее миром природы и жизненными реалиями.
Так, знаменитая Ирина Федосова, олонецкая крестьянка, мастер, неповторимый художник причети, перед исполнением расспрашивала близких и родных о различных, даже порою пространных подробностях происшествия, которое собиралась оплакивать. Затем отбирала необходимые ей факты для художественной лепки, созидания образа.
Оплакивая чужое горе, плакальщице удавалось включить в своё повествование не только настоящий момент, связанный с утратой, бедой, но и рассказать о прошлом человека.
О судьбе, доле каждого из тех, за кого ей приходилось вопить, заглянуть в будущее семьи. Это был не один плач, а несколько, присоединенных друг к другу непрекращающихся монологов, которые никогда не переходили в диалог: судьба каждого «горемыки» индивидуальна, отдельна и требовала самозабвенного повествования. Вопленица никогда не говорила от своего имени, имени автора, исполнителя, она всегда перевоплощалась, причитая от имени одного из действующих лиц, будучи то молодой вдовой, то сиротой, то соседкой, то матерью, утратившей дитя.
Причеть, обогащенная поэтическими образами природы и вневременными описаниями доли-судьбинушки, давлеющего рока, горя, разлуки, но при этом повествующая о действительном, невымышленном происшествии, всегда на грани быта и искусства. Отсюда невоспроизводимость, неповторимость плача.
Один и тот же плач нельзя было исполнить дважды. Каждое определенное событие сопровождалось своим исключительным неповторимым повествованием, оплакиванием.
Плачь всегда исполняется здесь и сейчас. Он строго регламентирован и приурочен к конкретному событию: свадьбе, прощанию с покойным, проводам в армию....
Если же оплакивался покойник, то этот ритуал должен был помочь его душе на небесах. Здесь же на земле плакальщицы тем самым как бы разделяли с родственниками покойного их горе, забирали часть тяжести этого горя на себя, выплакивали его вместе.
Осознавая свое бессилие перед долей, несправедливостью, неизбежностью смерти, человек обращался к причети, изводя в плаче душу и расплескивая горе, протестуя и смиряясь, чтобы затем вновь обрести радость, смех в неизменном круговороте жизни, которая после ночи дарует солнечный свет, после зимы - весну, после смерти - рождение.
Есть такая русская поговорка: "Cлезами горю не поможешь".
Горю нет, а пережить горе и связанный с ним стресс вполне себе поможешь. Наверное, Вы замечали, что если погоревать вместе с подругой или близким человеком, выплакать стресс, после этого становится гораздо легче на душе.
Словно бы со слезами, вышла из души тяжесть. Горе может быть не становится меньше. Его лечит лишь время. Но душе будет гораздо легче, если как следует погоревать, поплакать.
В современных семьях родители детям часто запрещают плакать. А зря. Важно не блокировать эмоции, не учить ребенка запирать их в себе, а быть рядом с ним, когда он плачет, обнимать, поддерживать. Не исключено, что даже поплакать вместе. Тогда всем станет легче, а малыш научиться проявлять непосредственно свои эмоции, и избежит невроза.
©"СКАЗАНИЯ о РОССИИ" #ДутовАндрей ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на группу каждый день выкладываю статьи, которые Вы нигде больше не прочитаете ссылка https://ok.ru/skazi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев