Знаменный распев – исконная форма русского богослужебного пения, величайшее достояние нашей культуры. Само название знаменный распев происходит от формы записи – «знаменами»
ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ
ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ [знаменный роспев, знаменное пение, крюковое пение] – основная певческая традиция Древней Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении. (Православная энциклопедия).
Знаменный распев – исконная форма русского богослужебного пения, величайшее достояние нашей культуры.
Само название знаменный распев происходит от формы записи – «знаменами» т.е. особыми знаками. Такая нотация называется знаменная или крюковая (от названия наиболее употребительных знаков – крюков).
Древнее русское слово «распев» (от глагола «распеть») означает распределение и обработку мелодического материала (мелодических формул: попевок, лиц, фит) по данному, распеваемому тексту.
Однако процесс древнерусского церковного песнотворчества – это не музыкальная обработка в современном понимании, и даже не переложение текста на музыку, а нечто более сложное, требующее не столько музыкального мастерства, сколько благодатного озарения Свыше. Знаменный распев не возник стихийно и не имеет автора в современном смысле; он развивался незаметно, подобно растению. (Прот. Борис Николаев)
В течение многих веков трудами в основном безымянных музыкантов-распевщиков создавался «монументальнейший свод мелодических сокровищ», годовой цикл богослужебного русского знаменного пения. (Б.П. Кутузов)
Становление и развитие Древнерусского богослужебного пения
Русь приняла от Восточной Византийской Церкви Православие, а вместе с ним и богослужение. Знаменное пение берет начало из древней византийской богослужебной практики. Это подтверждается сходством певческих знаков, общностью мелодических оборотов старого византийского и русского знаменного пения.
«Русь — полноправная наследница Византии не только в преемстве веры, но и в церковных обычаях и установлениях. Церковная письменность, иконопись, архитектура, пение — несут на себе отпечаток этого родства, свидетельство своего благородного происхождения». ( Иером. Павел Коротких)
Источником для знаменной нотации послужила поздневизантийская невменная нотация. Из византийской литургической практики был заимствован и принцип организации музыкального материала – система осмогласия (система 8 гласов).
Нотированные рукописи ранней эпохи свидетельствуют о сходстве многих мелодических оборотов с византийскими прототипами.
Однако уже в древнейших нотированных списках заметны признаки переработки византийского мелоса и форм записи напевов. Древнерусские рукописи имеют очевидные отличия от византийских аналогов.
Как замечают исследователи древнерусского церковного пения, сопоставляя греческий и славянский варианты одного и того же песнопения, произошла адаптация византийского пения на русской почве, а не его славянское копирование. Проще говоря, знаменная мелодия – это русская переработка греческого осмогласия. https://andronikov-monastery.moscow/znamenny-raspev/#:~:text=ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ&text=Получил распространение после принятия христианства,записи – «знаменами» т. https://youtu.be/HD8GjBCvoZo
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев