Дар С.Н. Горшина. 1991
«Лунная ночь» – одна из самых волшебных картин Николая Мещерина. Художник создал за свою жизнь немало зимних пейзажей, все они несут определенное настроение. Но самыми эффектными являются его лунные зимние ночи, когда воздух дрожит от мороза, а луна кажется нереально живой.
Перед мастером стояла сложная задача выполнить в цвете ночной пейзаж, что было почти невозможно, работая с натуры. Однако художник нашел выход. Он делал наброски в альбоме простым карандашом, обозначая лишь контуры предметов, а цвета и свои ощущения фиксировал в виде сопроводительного текста. В 1905 году он записал:
«Луна розово золотая. Небо бирюзовое. Лес розово лиловый. Снег белее неба и темнее. Вверху синее небо, книзу молочно-бирюзовое, звезды вверху, как бриллиантики, книзу тусклее…».Уже в мастерской рождалась картина, полная неизъяснимого трепета. Отдельными мазками (художник в это время экспериментировал с техникой) он смог передать не только нюансы возникшего в лунном свете мерцания морозного снега, укрывшего поля по берегам реки, но и удивительно тихое лирическое настроение спящего зимнего пейзажа, свое благоговение перед красотой и величием природы.
Картина написана в окрестностях усадьбы Мещериных Дугино, где Николай Васильевич сначала проводил летние месяцы, а последние 12 лет жил круглый год. В просторном доме часто гостили художники, среди которых были И.И. Левитан, В.В. Переплётчиков, А.М. Корин, А.С. Степанов, И.Э. Грабарь. Для них была устроена отдельная мастерская. Грабарь вспоминал:
«В Дугине перебывали все московские художники, которых привлекало радушие и гостеприимство хозяина, деликатность его натуры и наличие несомненного дарования». Мещеринские пейзажи настроения невольно заставляют вспомнить символизм поэзии Серебряного века, когда внутреннее состояние автора близко образу-символу возникающей перед глазами картины.
источник #третьяковскаягалерея
Нет комментариев