Генриетта Леопольдовна Гиршман — жена известного московского коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана. Игре на рояле училась в Дрездене и Москве, пела, занималась живописью у Осипа Браза, Александра Архипова и Константина Юона. Эмигрировала с мужем из Советской России после 1922 года. Жила в Париже, помогала в небольшом книжном магазине, владельцем которого был ее муж, в женской гимназии, в приюте для детей эмигрантов. Затем переехала в Нью-Йорк, где работала секретарем у дирижера Бостонского оркестра Кусевицкого, сотрудничала с одним из нью-йоркских музыкальных изданий.
По словам Игоря Грабаря, Валентин Серов находился под очарованием Генриетты Гиршман:
«Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной».
Акварельный эскиз портрета был сделан весной 1906 года, но постоянная работа над картиной началась в ноябре и продолжалась всю зиму до весны 1907-го.
«Помню, как с обычной для него иронической улыбкой, — писала Генриетта Гиршман, — он благодарил меня за долготерпение <...> и указал на сюрприз: в глубине портрета, в зеркале, он написал свой уменьшенный автопортрет!»
Она считала, что произведение своей композиционной игрой с зеркалами перекликается с картиной Веласкеса «Менины». Кроме Серова, портреты Гиршман писали Александр Риццони, Константин Сомов, Константин Юон, Федор Малявин, Николай Милиоти, Леонид Пастернак и Зинаида Серебрякова.
Портрет Ивана Абрамовича Морозова
Комментарии 2