Уральский цикл — один из центральных в творчестве Аполлинария Васнецова. В 1890–1891 годы художник совершил несколько поездок на Средний и Южный Урал, во время которых сделал ряд натурных этюдов и рисунков. Эти материалы легли в основу большого монументального цикла, использовались при создании графических работ для иллюстрированных журналов и серии гравюр в 1920-е.
Во время первой поездки на Средний Урал в 1890 году были написаны этюды окрестностей Кушвы и горы Благодать. Природа региона, очень близкая по характеру и колориту родному Вятскому краю, произвела на художника сильнейшее впечатление. В путевых заметках он пишет, каким увидел Урал: мертвый, мрачный, седой, наполненный гниющим лесом и лишайниками, но при этом «будто какой-то сказочный, заколдованный».
Цельный художественный образ непроходимого леса впервые был воссоздан в картине «Тайга на Урале. Синяя гора». При работе Васнецов использовал отдельные фрагменты из натурных рисунков и этюдов. Контуры горной цепи на горизонте с выделяющимся изгибом Синей горы взяты из этюда «Синяя гора и Кушвинский пруд», а мотив мертвого упавшего над пропастью дерева использовался в одном из рисунков для журнала «Царь-колокол». Однако полных композиционных и сюжетных аналогов картины в материалах художника нет. Как писал сам Васнецов, привезя из поездки натурные этюды, он отставлял их в сторону и писал большое полотно по памяти. Такая манера работы помогала сосредоточиться на создании монументального образа, не отвлекаясь на мелкие несущественные детали.
«Тайга на Урале. Синяя гора» стала первым полотном уральского цикла. В ней присутствуют основные композиционные черты и художественные приемы, характерные для большинства работ этой серии. Так, живописец чаще всего берет вид сверху на широкую панораму, противопоставляет детально проработанный, приближенный к зрителю первый план и обобщенный второй, создает резкий контраст высот, использует мотивы старого дремучего хвойного леса. Колорит, как правило, темный, с обилием охристых тонов, но при этом очень сложный с мастерски использованными тончайшими тональными переходами и близкими оттенками одного цвета.
4. Элегия
Комментарии 1