Долгое время все дороги были грунтовыми, они появлялись там, где не раз и не два шел или ехал человек. Чем более востребована была дорога, тем быстрее она разбивалась. Необходимо было как-то укреплять дорогу. Поначалу это делали с помощью жердей: их вперемешку с ветками укладывали так плотно, чтобы получился ровный настил.
Когда занялись дорожным строительством, неизвестно. Возможно, оно совпало со временем распространения христианства на Руси. Именно киевский князь Владимир, который крестил Киевскую Русь, повелел: «Требите путь и мостите мост». Но дороги, больше похожие на деревянные мосты, не были протяженными: за околицей больших городов они скоро обрывались и переходили в грунтовые, а те сильно зависели от погоды и времени года.
Большое влияние на развитие дорожного строительства оказали татаро-монголы, которым потребовалось создать систему ямов, то есть почтовых станций вдоль дорог. Также еще одним фактором, повлиявшим на дорожное строительство, стал момент, когда государство начало объединяться вокруг Москвы.
В 17-18 веках началось строительство и развитие сухопутных дорог на Руси. Центром дорожной сети была Москва. От нее дороги вели во все направления: на Архангельск, Великий Устюг, на Киев, на Нижний Новгород, на Рязань, на Ржев, Кашин, Вязьму, Тверь и т.д. Со временем аналогичные дорожные сети стали исходить из всех больших городов.
С ростом владений Российской империи, поднятием экономики и существенном развитии дорожных сетей были созданы руководящие органы – «Приказы». В 1516 году появился Ямской приказ, который стал главным органом государственного контроля за почтовыми и грузовыми перевозками до 1730 года. В 1597 году после присоединения к России Сибири возникла необходимость о продлении дорожного полотна далеко за северные пределы страны. Первой дорогой, ведущей в Сибирь, была Бабиновская дорога, но она утратила свое значение в связи с проложенным в 1763 году новым сухопутным путем – Сибирским трактом.
Грунтовая дорога с отдельными бревенчатыми настилами стала строиться при Петре I в 1705 году. Первая дорога, мощенная щебнем, появилась в 1817 году, а спустя 3 года по ней проехал первый дилижанс. В 1834 году ее назвали Московским шоссе.
На дорогах устанавливались верстовые столбы, на которых указывалось расстояние до ближайших населенных пунктов или специально оборудованных станций, где путешественники могли остановиться на ночлег, поменять лошадей и пополнить продовольственные запасы.
В таком виде дороги оставались до появления новых материалов и технологий 20-ого века (бетонных плит, асфальта и т.д.).
Нет комментариев