Большая часть намеченного расстояния уже преодолена, но чтобы дойти до цели, нужны ещё и силы, и время. Отрадно, что на пути встречаются люди, готовые приветить уставшего пешехода. Картина «Приём странника-семинариста» написана Василием Перовым в 1874-м году.
В чистой горнице хозяйки усадили гостя на лавку и поспешно собрали на стол. Полная миска щей, краюха ржаного хлеба и кринка молока – настоящее сокровище для утомлённого дорогой путника. Неизвестно, куда и откуда он шагает. Возможно, воспользовавшись летними каникулами, он отправился по святым местам, а может быть, дело происходит в августе, и студент, живущий в отдалённой губернии, заранее выдвинулся в сторону семинарии, чтобы поспеть к началу учебного года.
Произведение создано мастером в поздний период творчества. На данном этапе отличительной чертой работ явился отход от трагизма, уступившего место спокойному и вдумчивому бытописанию. Две крестьянки, и старшая, и младшая, с одинаковой материнской заботой ухаживают за странником. Их естественная внимательность не отягощает, а лишь вызывает молчаливую благодарность.
Любопытно, как художник исподволь намекает зрителю на будущность семинариста. На его лице играет тёплый золотистый свет, указывающий на то, что человека ждёт церковная стезя, а не суета светского мира. В то же время фигуры женщин освещены холодным белым, как бы отгораживающим их от главного героя.
Сегодня полотно хранится в Кирове в коллекции Вятского художественного музея.
Комментарии 1